Президент РГПУ: система образования должна соответствовать курсу страны

Изображение: © Красная Весна
Дом ученых им. М.Горького. Санкт-Петербург
Дом ученых им. М.Горького. Санкт-Петербург

О необходимости изменения системы высшего образования в соответствии с путем, который выберет Россия, заявил президент Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена профессор Геннадий Бордовский 2 апреля на заседании секции физики в Доме ученых им. М. Горького, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В докладе о современных противоречиях в российской высшей школе профессор рассказал о двух системах высшего образования — англосаксонской и немецкой (гумбольдтовской). В СССР развивалась гумбольдтовская система — система высшего профессионального образования. Ее суть заключалась в подготовке высококвалифицированных профессионалов во всех сферах жизни — от экономики до искусства. Англосаксонская система противоположна по целям и задачам. Это система не профессионального, а общего высшего образования. Она эффективна для либеральной экономики, пронизанной конкуренцией от начала до конца, когда каждый человек является участником конкурентной борьбы, начиная со школы. Эта система нацелена на приучение человека к конкуренции в условиях неопределенности, она возлагает на него ответственность за собственное обучение, дав ему право свободы выбора. Но система не дает человеку профессионализации. Проблема профессиональной подготовки в англосаксонской системе решается за счет профессионального образования после университета, это происходит в основном за счет работодателей.

Геннадий Бордовский сообщил, что в 90-х годах он лично боролся за внедрение в России англосаксонской системы, и сейчас сожалеет об этом. Он объяснил, почему это делал. Россия погрузилась в обстановку неопределенности, в связи с разрушением промышленности было неясно, кем придется работать выпускнику вуза, и государству было нецелесообразно тратить деньги на подготовку профессионала, рабочего места для которого не будет. Россия ориентировалась на Запад, стремилась к глобализации, и ей надо было выстраивать соответствующую систему высшего образования, которая, по словам профессора, успешно функционировала на Западе.

Докладчик отметил, что в настоящее время Россия де юре перешла на англосаксонскую систему, а де факто и студенты, и преподаватели, и работодатели считают, что университеты должны давать профессиональное образование. Работодатели не готовы к тому, чтобы за свой счет готовить выпускников к работе. При вариативности — свободном выборе студентом того, чему учиться, — ответственность за профессионализацию студента лежит на вузе, и это является серьезным противоречием сложившейся системы.

Геннадий Бордовский подчеркнул, что сейчас государство возвращает под свой контроль экономику, и заказ на подготовку специалистов дает государство. России надо определиться, как она дальше собирается развиваться. Если она будет делать упор на регулирование экономики государством, целенаправленно поддерживая те или иные направления развития, то необходимо пересмотреть построенную систему образования. Если она будет продолжать глобализироваться и идти в Европу, то необходимо переходить на англосаксонскую систему до конца, выстраивая послевузовскую подготовку профессионалов.

Напомним, что в 2003 году Россия присоединилась к Болонской системе 1999 года, призванной объединить европейское пространство высшего образования на основе общей системы ученых степеней и измерения трудоемкости дисциплин, единых критериев и методологий, используемых в высшем образовании.