В России предложили запретить возможность свободного выступления с лекциями
Лицензирование лекций предложил ввести зампредседателя общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров, 31 августа сообщает RT.
Общественник уже направил соответствующее предложение в Рособрнадзор. Он предлагает, чтобы лекторы проходили обязательную аккредитацию в госучреждениях.
«Прошу Вас рассмотреть идею об опосредованном запрете свободной (нелицензируемой государственными органами) лекционной деятельности через процедуру обязательной аккредитации лекторов в любом научном центре, вузе или НИИ нашей страны», — написал Петров в своём обращении в Рособрнадзор.
По мысли общественника, подобный опосредованный запрет поможет справиться с распространением в России лженауки. Среди граждан России возросла популярность разного рода лекций и курсов, и это можно было бы только приветствовать, но общественник беспокоится, что «блогеры-просветители» и прочие «сомнительные лекторы» могут ввести свою аудиторию в заблужение.
Напомним, 1 июня в России вступил в силу закон о просветительской деятельности. Он встретил неоднозначную реакцию в обществе. Часть граждан сочла, что закон направлен на усиление цензуры, хотя в окончательной редакции закон лишь дает определение просветительской деятельности, запрещает в этой деятельности разжигать рознь между людьми по какому-либо признаку. Кроме того, образовательным организациям запретили заключать международные договоры, кроме договоров об образовании.
Предложение о лицензировании любых курсов лекций может привести к тотальной цензуре в сфере общественной и научной мысли. Взять хотя бы разные взгляды на природу новой коронавирусной инфекции и последствия вакцинации от коронавируса.
Желание подогнать научную мысль под заданные политические решения в этой сфере привели к тому, что травле подверглись даже признанные ученые. Так что запрос некоторых структур на введение тотальной цензуры очевиден. Да и сама идея заключить интеллектуальную жизнь в лицензионные объятия научной и государственной бюрократии доверия не вызывает.
С другой стороны, лженаучные фантазии действительно чрезвычайно распространены и представляют проблему для общества. Почему в связи с этим нельзя организовать мониторинг разного рода лженаучных учений и отвечать на них в рамках интеллектуальной полемики? Почему не создать постоянно обновляемые информационные ресурсы, посвящённые борьбе с лженаукой?
Почему из всех возможных ответов на это хотят сделать пресловутое «держать и не пущать»?