В России предложили запретить возможность свободного выступления с лекциями

Кристиано Банти. Галилей перед Инквизицией. 1857
Кристиано Банти. Галилей перед Инквизицией. 1857

Лицензирование лекций предложил ввести зампредседателя общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров, 31 августа сообщает RT.

Общественник уже направил соответствующее предложение в Рособрнадзор. Он предлагает, чтобы лекторы проходили обязательную аккредитацию в госучреждениях.

«Прошу Вас рассмотреть идею об опосредованном запрете свободной (нелицензируемой государственными органами) лекционной деятельности через процедуру обязательной аккредитации лекторов в любом научном центре, вузе или НИИ нашей страны», — написал Петров в своём обращении в Рособрнадзор.

По мысли общественника, подобный опосредованный запрет поможет справиться с распространением в России лженауки. Среди граждан России возросла популярность разного рода лекций и курсов, и это можно было бы только приветствовать, но общественник беспокоится, что «блогеры-просветители» и прочие «сомнительные лекторы» могут ввести свою аудиторию в заблужение.

Напомним, 1 июня в России вступил в силу закон о просветительской деятельности. Он встретил неоднозначную реакцию в обществе. Часть граждан сочла, что закон направлен на усиление цензуры, хотя в окончательной редакции закон лишь дает определение просветительской деятельности, запрещает в этой деятельности разжигать рознь между людьми по какому-либо признаку. Кроме того, образовательным организациям запретили заключать международные договоры, кроме договоров об образовании.

Комментарий редакции

Предложение о лицензировании любых курсов лекций может привести к тотальной цензуре в сфере общественной и научной мысли. Взять хотя бы разные взгляды на природу новой коронавирусной инфекции и последствия вакцинации от коронавируса.

Желание подогнать научную мысль под заданные политические решения в этой сфере привели к тому, что травле подверглись даже признанные ученые. Так что запрос некоторых структур на введение тотальной цензуры очевиден. Да и сама идея заключить интеллектуальную жизнь в лицензионные объятия научной и государственной бюрократии доверия не вызывает.

С другой стороны, лженаучные фантазии действительно чрезвычайно распространены и представляют проблему для общества. Почему в связи с этим нельзя организовать мониторинг разного рода лженаучных учений и отвечать на них в рамках интеллектуальной полемики? Почему не создать постоянно обновляемые информационные ресурсы, посвящённые борьбе с лженаукой?

Почему из всех возможных ответов на это хотят сделать пресловутое «держать и не пущать»?