Интеллектуальный балет. Зритель взыскует сложных форм, а не развлечений
Встреча любителей интеллектуального балета прошла в Санкт-Петербурге в рамках киноклуба «Против течения» в пятницу 22 ноября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Как пояснили организаторы, балет — но не просто балет, а балет «умный», впервые обсуждается постоянными участниками и гостями клуба.
«Основной темой встречи стал грустный факт нашей современности: почти полное отсутствие на сцене „сложных форм“ — балета „интеллектуального“, говорящего со зрителем языком образа. Там, где зрителю нужно думать и чувствовать, напрягать мысль и душу. То, что побудит взяться за книгу… на смену такому балету пришло зрелище-китч», — рассказали организаторы мероприятия.
Лейтмотивом встречи стало творчество одного из ярчайших представителей петербургской школы балета, танцовщика и балетмейстера, мастера крупной хореографической формы Николая Боярчикова.
Такие работы Боярчикова, как «Фауст» (1999) — сложнейшее эпическое полотно, первый отечественный опыт «балетного» воплощения трагедии Гёте в полном объеме, а также балет-фантасмагория по мотивам одноименной гоголевской пьесы «Женитьба» (1986) — мир Подколесина и «духовно неотделимого от него дивана», едкое повествование о судьбах и идеалах поколения «шестидесятников» — стали темой живого обсуждения гостей клуба.
Читайте также: Дары «Вагановке» напомнили об основоположнице школы русского балета
Интерес участников вызвала и постановка «Корабль дураков» (1997 г., хореография Николая Боярчикова и Георгия Ковтуна) — балет поставлен на сюжет одноименной картины Иеронима Босха. Добрая шутка по поводу самих себя, говорил об этой постановке мастер балета.
Общее мнение — именно такого, образного «балетного языка», насыщенного подтекстами и метафорами, постановок с отсылкой к шедеврам русской и мировой литературы и изобразительного искусства так не хватает сегодня зрителю.
Речь зашла и о постановке «Щелкунчик» (1996), фрагменты которой были показаны на мероприятии.
«Я открыла для себя балет в 2006 году, когда посмотрела „Щелкунчик“ Боярчикова. После даже не сразу поняла, насколько мне повезло увидеть это „вживую“. Его работы — это отсутствие даже намека на современные лубочность и „развлекуху“… это работа человека большого таланта и безупречного, строгого вкуса. И как жаль, что этих постановок больше не увидишь на большой сцене», — поделилась впечатлениями одна из участниц встречи Ольга.
«А я не увидела именно в этой постановке чего-то необычного. Меня больше впечатлил „Щелкунчик“ в постановке Михаила Шемякина», — рассказала корреспонденту еще одна участница встречи Майя.
«Для меня балет — это terra incognita. И сама бы я до нее не добралась, это точно!» — говорит одна из постоянных участниц встреч клуба Анна.
Читайте также: Культурный форум в Петербурге — мероприятие «народонезависимое» — эксперт
Организаторы также подготовили краткую лекцию по истории русского балета. Лектор рассказала о нескольких заметных вехах — эпохе выдающегося хореографа Мариуса Петипа и знаменитых постановках, созданных на музыку П. И. Чайковского — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Также — о «Русских сезонах» театрального и художественного деятеля, антрепренера Сергея Дягилева. Речь зашла и о работах художника Леона Бакста, создавшего множество эскизов для костюмов звезд «Русских сезонов».
Один из костюмов, созданный по эскизу художника для балета «Видение Розы» для знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского, хранится сейчас в музее Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, напомнила лектор.
Поясним, петербургский киноклуб «Против течения» на Новоизмайловском позиционирует себя как «точка культурного и интеллектуального досуга». Организаторы еженедельно приглашают горожан на осмысление шедевров мирового кинематографа, афишу клуба можно увидеть на его страничке в соцсети «ВКонтакте». 24 ноября в клубе готовятся обсуждать фильм Михаэля Ханеке «Белая лента» (2009).