Культурный форум в Петербурге — мероприятие «народонезависимое» — эксперт
Стать участником культурного форума в Петербурге может любой желающий, но качество общедоступных мероприятий на его площадках оставляет желать лучшего — при том, что год от года форум проходит «всё с большей помпой», рассказал 18 ноября петербургский журналист, литератор, член правления Российского межрегионального союза писателей Андрей Кашкаров корреспонденту ИА Красная Весна.
Таким образом специалист охарактеризовал завершившийся 16 ноября VIII Петербургский Международный культурный форум (ПМКФ), оценив его содержание «изнутри» с точки зрения реальной пользы для российской культуры и «окультуриваемых» граждан.
Кашкаров напомнил, что мероприятие по своей оргструктуре предусматривает три уровня участников: «общественный поток», «профессиональный поток» и VIP-участники.
Для «общественного потока» — регистрация номинальная, участники получают право посещать все «открытые» мероприятия.
«Тут форум, за счет рекламы, помпы и, как следствие, наплыва желающих „окультуриться“ из ближайших регионов, позволяет заполнить обычно пустующие места в разных по уровню театрах, кино– и концертных залах, презентационных площадках, в том числе на базе библиотек, и мастер-классах», — уверен Кашкаров.
При таком раскладе никто не скажет, что форум в этом смысле не выполняет своей задачи, говорит эксперт. Привлечь зрителей, желающих зрелищ и ориентированных на проведение досуга в мегаполисе, получается. По данным статистики за 2018 год, только в формате профпотока на форум зарегистрировались более 40 тысяч участников, общественный поток «потянет» еще на 100 тысяч, говорит Кашкаров.
Читайте также: Блогер на ПМКФ-2019: у подростков популярно видео в несколько секунд
Все эти люди пользуются общественным транспортом, оплачивают «кулинарные изыски» между мероприятиями, и, главное, создают собой «видимость» большого дела. Организаторы отчитываются за освоенные средства статистикой посещений и «фотофактами». «Фотофиксации» на форуме уделяется повышенное внимание, замечает эксперт.
«Но дальше-то что? Где не просто слова благодарности, а качественная рефлексия участников на эти мероприятия и где тот самый, разумеется, в области культуры инертно проявляющийся результат самого окультуривания, c учетом того, что форум проходит в Петербурге седьмой год подряд?» — говорит литератор.
Кашкаров отметил, что ему, как многолетнему участнику форума, ясен печальный «удел» большинства граждан, не имеющих возможности соприкасаться с подлинными образцами российской и мировой культуры — безотносительно того, как именно названа секция: театр ли, цирковое искусство, литература или музейная работа.
«Для меня очевидно, что общественный поток не допускается на мероприятия действительно интересные, рейтинговые, статусные. А мероприятия „третий сорт — не брак“ вполне заполняются именно интересующимися культурой людьми, не попавшими в профессиональный поток», — комментирует эксперт.
Читайте также: О чем рассказал пылесос из оперы «Тристан и Изольда»
В то же время, чтобы попасть в профпоток, надо соответствовать условностям. Например, иметь профильное образование и работу в сфере культурной секции — той, куда участник подает заявку на одобрение и присвоение статуса «профессионального».
Кашкаров отметил, что для определенных административных кругов форум имеет значительный смысл — ведь здесь и госфинансирование, и огромный штат организационных помощников и волонтеров. Закупается транспорт, оплачиваются мероприятия и услуги спикеров. Культурная же польза, как в общественном потоке, так и в целом, «разнообразна и неоднозначна».
Андрей Кашкаров подчеркнул, что лично для него, как для «профессионала», форум оказался полезен выборочными мероприятиями. Однако, качество порядка 20 «культурных площадок», где участвовал эксперт, оказалось неудовлетворительным.
«Я довольно требовательный к качеству, а не имитации оного, гражданин, и с опытом. Поэтому имею свое обоснованное мнение и считаю сей форум очередным имитационным мероприятием. И также допускаю, что у кого-то может быть на сей счет иное мнение», — говорит литератор.
Читайте также: Дары «Вагановке» напомнили об основоположнице школы русского балета
Что касается VIP–участников, то для них — «особые условия».
«Именно представители этой немногочисленной страты, общаясь в своем статусном кругу, имеют возможность заключать договора для организации последующих культурных мероприятий. Номинально — для пользы и досуга первых двух статусных групп, номинально — для повышения культурного уровня и потенциала государства, а реально — для собственного реноме, развития и бизнеса», — считает Андрей Кашкаров.
Подытоживая свои выводы о петербургском мероприятии, специалист, упомянув в том же ряду и Российско–Финляндский международный культурный форум, поименовал оба мероприятия как «народонезависимые», «с большим сомнением в пользе их культурной составляющей».
Напомним, Санкт-Петербургский международный культурный форум (ПМКФ) проходил в Северной столице с 14 по 16 ноября. Основной направленностью форума стала тема «Культурные коды в условиях глобализации». Гостями форума в этом году стали более 35 тысяч человек из 96 стран.
Читайте также: Зрителя в российский театр будут привлекать при помощи вина и пиццы?