Рэп, поэзия и как стать лучше. Литературный критик оценил Культурный форум
Свою оценку секции «Литература и чтение», прошедшей в рамках VIII Петербургского международного культурного форума (ПМКФ), дала литературный критик Мария Лебедева 20 ноября корреспонденту ИА Красная Весна.
Корр. ИА КВ: Как оцениваете форум в целом, что могли бы выделить особо?
Мария Лебедева: Расскажу об интересовавшей меня секции «Литература и чтение». На мой взгляд, собранные темы выглядят как-то полярно и могут как показать разнообразие современной культуры, так и совершенно запутать новообращенных.
«Рэп как новая поэзия» несколько отдает той же идеей прошлогодней номинации на премию Пятигорского (за лучшее философское произведение) «Горгорода». Нет ничего плохого ни в альбоме Оксимирона, ни в рэпе в целом, но «Горгород» именно как философское произведение неглубок и банален, а рэп именно как новая поэзия проигрывает другой новой поэзии, которая сейчас есть — мы буквально судим рыбу по умению летать.
Иные дискуссии в рамках форума видятся мне как пиар недостаточно восторженно встреченных критикой и читателями книг (заслуженно то было или нет), но судить тут сложно: автор, написавший посредственную книгу, может быть прекрасным спикером, ведь говорить о прекрасном и создавать его — совершенно разные вещи.
Читайте также: «Качество общедоступных мероприятий на ПМКФ оставляет желать лучшего»
Корр. ИА КВ: Что-то вызвало одобрение?
М.Л.: Понравилась программа «Фестиваля детских книг», там правда классные книги собрали: интересующимся детским чтением родителям определенно надо узнать, кто такие Евгения Овчинникова и Александра Литвина.
Корр. ИА КВ: Могли бы оценить уровень культуры в стране в целом и какое место в культурной жизни занимает ПМКФ?
М.Л.: Современная культура столь же широка и многогранна, как и культура предшествующих эпох — конечно, рассуждаю в рамках своей сферы, т. к. очень примерно представляю, что происходит, например, в архитектуре.
Крики «ах где же новый Пушкин?!» — они от незнания: в пушкинские времена тоже достаточно было графомании и низовой литературы, но время расставило все на свои места. Мы живем рядом с теми, чьими книгами будут зачитываться потомки — и из-за пестроты книжного рынка можем этого не замечать, если не погружены в этот мир.
Бывают и исключения. Помните, как прекрасную книгу Марии Степановой «Памяти памяти» читало какое-то невероятное количество людей — но это не столь уж часто.
Что видит человек? Огромное месиво масскульта разного качества. Потому что массовая культура — она не только про массы, но и про массовость. И для того, чтобы показать, что есть и другое, прекрасное, надо проводить форумы, ярмарки, да что угодно. И в Санкт-Петербурге, и в Иркутске, и в Калининграде.
В этом плане мне нравится идея в рамках форума «Дней поэзии на Московском вокзале», когда стихи читаются чуть ли не непрерывно 4 дня подряд — человек может уловить ухом высокое, бессмертное — и стать немного другим, испытать катарсис, или неожиданно вспомнить, как любил в юности стихи серебряного века и хотел делать мир добрым. Все же в итоге для того и делается — не чтобы мы умели вести умные разговоры, а чтобы стали лучше.
Читайте также: О чем рассказал пылесос из оперы «Тристан и Изольда»
Напомним, VIII Петербургский международный культурный форум проходил с 14 по 16 ноября. В качестве основной была заявлена тема «Культурные коды в условиях глобализации». В мероприятии приняло участие более 35 тысяч человек из 96 стран.