Закон о рекламе не защищает от некорректного использования символов войны

Проблему некорректного коммерческого использования символов и образов Великой Отечественной войны рассмотрел обозреватель газеты «Известия» 18 февраля в статье, опубликованной на сайте издания.

Проблема в очередной раз возникла и горячо обсуждается в российском обществе после того, как в своем Instagram сервис доставки «Сбермаркет» опубликовал рекламный коллаж, посвященный расширению сервиса на ряд городов РФ, в том числе Волгоград. На нем был использован символ города-героя — скульптура «Родина-мать», установленная на Мамаевом кургане.

В коллаже скульптуре в руку вместо меча вложили лимон, а рядом были размещены изображения жука-скарабея и метеорита.

Реклама через несколько часов была удалена из-за резкой реакции возмущенной общественности, в том числе Совета ветеранов Волгограда. Пресс-служба «Сбермаркета» извинилась перед жителями города за коллаж, который без их ведома опубликовала компания-подрядчик.

УФАС по Волгоградской области дал свою оценку происшедшему, заявив, что кроме того, что подобное использование дорогого для всей России образа не только неэтично, но и незаконно, так как не было согласовано с правообладателем товарного знака — руководство мемориального комплекса на Мамаевом кургане в 2010 году зарегистрировало изображение памятника как товарный знак.

Однако, как показывает анализ закона о патенте на товарный знак, в данном случае привлечь горе-рекламщиков по закону вряд ли удастся. Юристы отмечают, что по современной формулировке достаточно изменить цвет изображения, и оно уже не подпадает под его действие, так как защищает только тот вид изображенного на товарном знаке, который запатентован.

В настоящее время символы Великой Отечественной войны, государственные символы РФ и иные символы истории России, являющиеся памятниками культурного наследия, защищаются ч. 6 ст. 5 закона «О рекламе», которая наказывает за их оскорбительное использование, но эта формулировка очень расплывчата, отмечает обозреватель.

В 2017 году была попытка расширить этот закон полным запретом использования таких символов в рекламе, но сформулировать внесенную поправку в Госдуме не сумели, и все дело закончилось лишь обращением к российским бизнесменам с призывом соблюдать моральные нормы российского общества при их использовании в целях маркетинга.

Михаил Емельянов, замглавы комитета ГД по госстроительству и законодательству, заявил тогда, что это проблема совести предпринимателя, но не морали и права. Аналогичного мнения придерживается и Евгений Ревенко, замсекретаря генсовета «Единой России», который участвовал в разработке законопроекта.

В настоящее время общие требования, установленные Гражданским кодексом РФ, как пояснили в ФАС, дают возможность коммерсанту зарегистрировать в качестве товарного знака образ или символ, связанный с темой Победы или Великой Отечественной войны, если он пройдет экспертизу Роспатента.

На запрос «Известий» в Роспатент, какие и сколько образов Великой Отечественной войны уже запатентованы как товарные знаки, редакция ответа еще не получила.

Ранее ИА Красная Весна опубликовало ряд материалов о возмущении общественности по поводу скандальной рекламы, использовавшей образ «Родины-матери», и комментарий ФАС Волгоградской области.