Желая «перемен», Цой не знал, к чему они приведут — звукорежиссер «Кино»

Изображение: Ольга Аветисян©ИА Красная Весна
Алексей Вишня выступает на своем юбилее в клубе SkVer
Алексей Вишня выступает на своем юбилее в клубе SkVer

Исполняя свою знаменитую песню «Перемен!» (1987 г.) в разгар «перестройки» в СССР, лидер группы «Кино» Виктор Цой не представлял, к каким именно «переменам» придет страна в результате краха советского строя, рассказал 21 сентября звукорежиссер группы, музыкант Алексей Вишня на своем юбилейном вечере в петербургском клубе SkVer корреспонденту ИА Красная Весна.

Выступив перед своими друзьями и коллегами из Ленинградского рок–клуба в честь своего 55-летия, музыкант прокомментировал ряд тем из актуальной общественно–политической повестки в стране, обозначив при этом и свою гражданскую позицию. В частности, Вишня пояснил, что не поддерживает протесты российской оппозиции.

«Я поддерживаю только тех, кого сажают без должных оснований — вот этого нельзя делать. А так… ну, конечно, я смотрю Навального больше, чем Первый канал, но на этом мое участие ограничивается. Да, я „ватник“. Но я нищий „ватник“. Знаете, есть богатые „ватники“, а я нищий», — заявил Вишня, комментируя недавний приезд в Петербург знаменитой подруги ленинградских рок–музыкантов 80-х американки Джоанны Стингрей, высказавшейся в поддержку протестов.

Вишня добавил, что сейчас у половины современной молодежи такая позиция — отрицания. Однако молодые люди, как и в 80-х, «не знают, против чего они борются». По мнению музыканта, «в России майдан не пройдет. Это очень важно».

Читайте также: Джоанна Стингрей поддержала протестные митинги в Москве

Комментируя признания экс–гитариста «Кино» Алексея Рыбина о том, что представители рок–тусовки конца 80-х были «ярыми антисоветчиками», презирали всё советское и слушали группу Sex Pistols, не подозревая, что ее лидер Джонни Роттен был «совершеннейшим социалистом», считал капиталистические ценности «дешевым и страшным разводом» и хотел эмигрировать из Англии в ГДР, Вишня предположил, что такая позиция в окружении его общих с Рыбиным друзей–музыкантов была скорее показной, «внешней».

«У меня папа был коммунистом. Работал в Смольном. Они (музыканты, в числе которых были Виктор Цой, Борис Гребенщиков и другие) приходили ко мне домой, видели, что мой папа — отличный человек, и мама тоже. Они очень хорошо дружили с моими родителями. И никак не соотносили, что родители — коммунисты, а они — „против“», — сказал Вишня.

Музыкант пояснил, что в своей песне «Перемен!» Виктор Цой пел именно об этом — «за уничтожение коммунизма в пользу капитализма». Но лидер «Кино» не знал, к каким переменам в итоге придет страна.

«Вот, это сейчас произошло, и что, люди стали лучше жить? Некоторые — да. Те, кто занимаются предпринимательcкой деятельностью, имеют уже в десять раз больше, чем те, кто работает на работах. Я по себе знаю — не проработав в современной России на работе ни дня и выжив до сих пор, я понимаю, что не работать „от звонка до звонка“ — выгоднее, чем работать», — заявил Алексей Вишня.

Изображение: Ольга Аветисян © ИА Красная Весна
Алексей Вишня с поклонниками
Алексей Вишня с поклонниками
поклонникамисВишняАлексей

В заключение музыкант прокомментировал знаменитый эпизод из истории создания самого успешного альбома «Кино» — «Группа крови» (1988 г.).

Поясним, при его финальном сведении Вишня выступил звукорежиссером. Оригинал записи находился в распоряжении музыканта ровно сутки — группа попросила Вишню сделать несколько копий. Далее Вишня должен был передать оригинальную пленку Джоанне Стингрей — Цой планировал издать «Группу крови» не в СССР, а в США при помощи американки.

Однако Вишня не позволил состояться этим планам. Поняв, что в его руках уникальный материал, «лучшее, что звучало в его студии», Алексей успел в течение суток тайком слетать в Москву и отдать альбом на копию московским издателям.

«Да, безусловно, для Стингрей факт издания „Группы крови“ в США мог бы стать неплохой возможностью политически „прижучить“ СССР. Но… мне кажется, она не очень поняла, с кем она связалась. Плоховато она со мной связалась», — резюмировал Алексей Вишня.

Он пояснил, что повидался со Стингрей во время ее визита в Петербург, а ранее американка передала Вишне свою новую книгу воспоминаний о жизни в СССР 80-х и дружбе с ленинградскими музыкантами.

Читайте также: Министр обороны России признался, что скучает по СССР

Изображение: Ольга Аветисян © ИА Красная Весна
В 1988 году Вишня дерзко «увел» у Стингрей ключевой для советской рок–эпохи альбом и отдал его стране «даром»
В 1988 году Вишня дерзко «увел» у Стингрей ключевой для советской рок–эпохи альбом и отдал его стране «даром»
«даром»странеегоотдалиальбомрок–эпохисоветскойдляключевойСтингрейу«увел»дерзкоВишнягоду1988В

Напомним, музыкант, звукорежиссер, автор песен и вокалист Алексей Вишня родился в Ленинграде в 1964 году. С двенадцати лет Вишня стал заниматься в кружке акустики и звукозаписи в Доме пионеров на Охте под профессиональным присмотром советского и российского музыканта и продюсера Андрея Тропилло.

Вишня принял участие в записи и продюсировании альбомов «подпольных», а позже — известных на всю страну советских музыкантов и групп: Александра Башлачева, «Мифов», «Алисы», и в том числе трех альбомов группы «Кино».

Алексей Вишня является автором одиннадцати собственных сольных альбомов. В 2014 году к 52-летию Виктора Цоя музыкант выпустил мини-альбом «Вишневое кино», на котором исполнил песни группы в своем авторском прочтении.