Новым биооружием стали самораспространяющиеся препараты и вакцины — мнение
Биологическое оружие на современном этапе — это этническое оружие, самораспространяющиеся препараты и вакцины. Об этом заявил профессор вирусологии, руководитель лаборатории особо опасных инфекций ФИЦ ФТМ — Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины СО РАН Александр Чепурнов 13 августа в интервью ИА Красная Весна.
Читайте также: Готова ли Россия к новым биологическим угрозам? Интервью с вирусологом
По мнению Чепурнова, сегодняшнее общество имеет не вполне точное представление о том, что такое современное биологическое оружие. «Многие думают, что это некий биологический агент, который используется во время войны для поражения живой силы противника. Это верно для предшествующего времени, до начала 20-го века. Сейчас биологическое оружие используют не только для поражения армий врага», — отметил Чепурнов.
Он указал на «милитаризацию возбудителя», которая произошла за последние годы. Чепурнов пояснил, что речь идет об изменении свойств возбудителя болезни в сторону усиления боевых характеристик или способности сопротивляться антибиотикам.
На настоящем этапе биологическая война — это самораспространяющиеся препараты, в частности, самораспространяющиеся вакцины, биологическое оружие и многое другое.
«И, наконец, настоящий этап. Самораспространяющиеся препараты, этническое оружие и другое. Всё началось с благородной идеи создать самораспространяющиеся вакцины», — отметил вирусолог.
По его словам, изначально речь шла о том, чтобы найти возможность провакцинировать от болезней диких животных. «Классический пример — вымирание горилл вследствие болезни Эбола в Габоне, Заире. Человек вообще никак не мог повлиять на эту вспышку в дикой природе — погибло очень много горилл, высоко восприимчивых к этому возбудителю», — рассказал Чепурнов.
Именно тогда встал вопрос о разработке препарата, который мог бы внутри поголовья зверей распространяться самостоятельно. Он обратил внимание, что для популяции животных эта задумка неплохая, однако с человеком все намного сложнее, потому что нельзя его лишать права выбора и вмешиваться в его личную сферу.
«Появились другие интересанты в этой технологии. И мы даже толком не знаем, как далеко это всё зашло. Не знаем, потому что никто серьезно такими вещами у нас не занимается», — заключил вирусолог.