Как зарождалась жизнь на Земле 4 млрд лет назад — новое исследование

Ян Ливенс. Ученый в своем кабинете. 1630

Континентальная кора Земли, возможно, возникла на 500 миллионов лет раньше, чем предполагалось ранее. Об этом свидетельствуют результаты исследования ученых норвежского Бергенского университета, представленные накануне на заседании Европейского союза наук о Земле в Мюнхене, сообщает 27 апреля журнал New Scientist.

Уточнение периода, когда появилась земля на нашей планете, может помочь в понимании условий, в которых зародилась примитивная жизнь. Сегодня новая океаническая кора образуется на срединно-океанических хребтах, где расходятся тектонические плиты.

Континентальная кора, как правило, намного старше и формируется в результате вулканической активности, когда плиты врезаются друг в друга, и более толстый и менее плотный слой появляется над уровнем моря, отмечает издание.

Выветривание континентальной коры добавляет питательные вещества в океан — процесс, который, возможно, сыграл определенную роль в поддержании первобытной жизни. Главный вопрос для ученых заключался в том, когда начали формироваться континентальные слои?

Исследователи из Бергенского университета проанализировали 30 образцов древних пород из шести районов в Австралии, Южной Африки и Индии. В них обнаружилось содержание минерала барита, который может образовываться в гидротермальных источниках — трещинах на дне океана, где теплые, богатые минералами воды вступают в реакцию с морской водой.

«Бариты с течением времени не претерпевают изменений, их химический состав содержит отпечаток окружающей среды, в которой они образовались», — сказала представитель научной группы Дезире Рординк.

Чтобы сделать заключение о том, когда выветривавшиеся элементы континентальных пород начали поступать в океаны ученые измерили соотношение изотопов стронция в отложениях. Таким образом, они установили, что выветривание началось около 3,7 млрд лет назад.

Когда Земля сформировалась 4,5 млрд лет назад, это был адский ландшафт расплавленной породы. В конце концов, внешний слой планеты остыл достаточно, чтобы начать формировать твердую кору, покрытую глобальным океаном.

Около 4 млрд лет назад это положило начало новому геологическому периоду, известному как архейский эон, когда, по мнению ученых, впервые появилась жизнь. Существуют убедительные доказательства активности микробов, по крайней мере, 3,5 миллиарда лет назад, но точно, когда и как началась жизнь, далеко не ясно, отмечает журнал.

Аарон Саткоски из Техасского университета в Остине говорит, что данные норвежских ученых свидетельствуют о том, что жизнь могла возникнуть на суше, а не в океанах. «Это исследование помогает нам установить временные параметры того, когда возникающая кора могла стать основой для развития жизни», — цитирует издание комментарий эксперта.