Провокация в Балтийском море создает напряженность с силами НАТО
Эксперты объяснили, что силы НАТО, арестовавшие танкер Eagle S с российской нефтью, обвиняющие Россию в разрыве кабеля между Финляндией и Эстонией на Балтийском море, усиливают напряженность в районе, 29 декабря сообщает Взгляд.ру.
25 декабря был поврежден энергетический кабель Estlink 2, соединяющий Финляндию и Эстонию. Сразу после этого финское патрульное судно Turva догнало танкер Eagle S с российской нефтью, плавающий неподалеку от места происшествия, и арестовало его. Члены экипажа судна, состоящего из граждан Грузии и Индии, никакого сопротивления не оказали.
Финны заявляют, что Eagle S якобы относится к так называемому «теневому танкерному» флоту России, помогающему не замечать санкции в виде ценового потолка на нефть, придуманные для России государствами G7. Eagle S было единственным судном компании Caravella из Объединенных Арабских Эмиратов и транспортирует нефть под флагом Островов Кука. В целом же действительно по Балтике перевозят почти треть российской нефти.
16–17 декабря в Таллине прошел саммит стран, участвующих в JEF — Объединенном экспедиционном корпусе НАТО. Это Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Швеция и Великобритания. Присутствующие там говорили, в частности, о методах борьбы с «теневым флотом» России. По словам премьер-министра Эстонии Кристена Михала, «теневой флот» представляет угрозу для безопасности, экономики и окружающей среды Европы.
«Мы предпринимаем скоординированные шаги, чтобы сдерживать „теневой флот“ России и предотвращать попытки обхода санкций», — пригрозил Михал.
В итоге участники саммита пришли к договоренности, ограничивающей транспортировку российской нефти на танкерах. В частности, приняли решение строго проверять наличие страховки на танкерах, следующих Ла-Маншем и балтийскими проливами.
И вот странное совпадение: через неделю после этого саммита случается повреждение финно-эстонского подводного кабеля, в котором винят танкер, перевозящий российскую нефть.
После чего предложили усилить проверки «теневого флота» — тут Стубб сослался на договоренности в рамках JEF. Вторая мера связана с НАТО. «Мы договорились с Эстонией, что хотим присутствия альянса, особенно в районе критически важных объектов инфраструктуры, и на этот запрос уже был дан ответ», — сказал Стубб.
В-третьих, как добавил Стубб, «мы пытаемся найти решения, основанные на международном морском праве». Однако не надо забывать важнейший принцип международного морского права — свобода судоходства в международных водах.
Эстонские политики сделали несколько угрожающих заявлений. Бывший премьер-министр Эстонии Кая Каллас, ныне руководящая внешней политикой всего Евросоюза, сказала, что «выбор времени и точность нынешней порчи EstLink 2 и телекоммуникационных кабелей скорее указывают на то, что это были скоординированные усилия».
В западных СМИ обсуждают идею ввести более строгие условия к судам, идущим в Балтийское море. Но пока не решили, как можно поменять международное морское право без согласия России и Китая.
Еще в начале 2023 года тогдашний эстонский министр иностранных дел Урмас Рейнсалу говорил, что его страна желает организовать «прилежащую зону» (часть морского пространства, прилегающего к территориальным водам, в котором прибрежное государство вознамерилось осуществлять контроль — конвенция ООН разрешает такую возможность) в Финском заливе.
Прямо говоря, Эстония добивается себе права досматривать российские суда, которые выходят из портов Ленинградской области и Кронштадта. Если суда откажутся от досмотра, то им откажут разрешить выход из Балтийского моря через Финский залив. Позже, в декабре 2023 года, стало известно, что эстонское министерство обороны подготавливает законопроект, который даст возможность «в определенных случаях» останавливать суда, в том числе за пределами территориальных вод Эстонии.
Эти суда будут браться на абордаж, как произошло с Eagle S, и транспортироваться в прибрежные воды Эстонии и Финляндии.
Генсек НАТО Марк Рютте уже угрожает, что альянс нарастит свое военное присутствие на Балтийском море. Корабли НАТО постоянно ведут учения на Балтике. Остановка большого количества огромных маломаневренных танкеров, плывущих с маленькой скоростью, не вызовет трудностей. Альянс рассчитывает, что у России не будет формальной причины защищать арестованные суда — ведь по документам они подчинены не России.
Происходящее сейчас на Балтике хорошо отражает нарастающую эскалацию западной «партии войны», считает политолог Максим Рева. Задача этой партии, по мнению эксперта, — поднять градус конфликта с Россией до такого накала, чтобы не допустить обещанные миротворческие инициативы избранного президента США Дональда Трампа.
«В навязываемую нам версию о том, что подводный кабель мог быть выведен из строя якорем танкера, я не верю. В январе этого года Estlink 2 уже выходил из строя, — напоминает эксперт. — Тогда тоже закричали о российской диверсии, но потом выяснилось, что кабель сломался из-за технической неисправности. Его полгода ремонтировали и усилили его защиту. Eastlink 2 не просто так лежит на дне, его защищает бетонное покрытие».
Как считает эксперт, перед нами признаки провокации. «Страны Прибалтики и Финляндия принадлежат к числу тех государств НАТО и ЕС, что относятся к России наиболее непримиримо. Они вполне могли устроить провокацию с аварией на Eastlink 2, чтобы развязать себе руки в отношении судов, перевозящих российские грузы».