Эксперты: гипертекст тормозит воображение и меняет работу мозга
Гипертекст не дает развиваться воображению, заявила доктор филологических наук, профессор, декан факультета иностранных языков МГППУ Ирина Дергачёва, 23 января на круглом столе в ОП РФ на тему «Духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», передает корреспондент ИА Красная весна.
«Уходит воображение при работе исключительно с гипертекстами. На любой из классических романов у нас есть свое представление — как мы видим этих героев, у нас работает воображение. Гениальные музыканты создают музыку. И для нас, наверно, одинаково любимо и произведение Пушкина „Евгений Онегин“, и музыка оперы Чайковского — уже неразделен синтез музыки и слова. На литературные тексты пишутся замечательные иллюстрации, картины. А вот гипертекст, об этом много пишут психологи, к сожалению не дает развиться воображению, потому что мысль уходит в какие-то дебри, подстрочные ссылки и так далее», — сказала Дергачёва.
В своем комментарии на эти слова модератор круглого стола Людмила Дудова отметила:
«Что касается специфики гипертекстов, то об этом пишут не только психологи, но и физиологи. Потому что смена носителя текста очень сильно декодирует наши полушария. И здесь требуется действительно очень большая работа. <…> Мы никуда не уйдем от экранного чтения».
Она добавила, что хотя Россия является первооткрывателем в мире в вопросе психологии чтения, что связано с работами Выготского и других исследователей, на сегодняшний день даже в вузовских программах нет обязательных курсов, связанных с этим актуальным вопросом. Отметив позитивность того, что еще сохраняется бумажная книга, Дудова подняла еще одну важную проблему — фактическую обескровленность школьных библиотек:
«Школьные библиотеки голы, нищи. Выделения целенаправленного средств просто нет. Государство обеспечивает приобретение учебников. <…> Но должен быть перечень литературы, которая обязательно должна быть в библиотеке. Сегодня такого списка нет».
Напомним, что, по мнению ученых, электронные тексты по самым важным параметрам значительно проигрывают бумажным книгам: тексты на гаджетах читаются дольше, а понимаются и запоминаются хуже. Профессор кафедры биологии и экологии человека Северного (Арктического) университета Людмила Соколова, изучавшая психофизические основы чтения, выяснила, что при использовании бумажных книг эффективность выполнения заданий у учащихся на 7% выше, чем на электронных. Эмоциональная реакция организма при чтении материала на гаджетах в два раза ниже, чем на бумаге. То есть настоящие книги воспринимаются людьми значительно ярче, и в большей степени проявляется сопереживание героям. К мнению ученых присоединяются и врачи, говоря о большей нагрузке на глаза при чтении электронных книг, что ведет к снижению зрения уже с подросткового возраста.
Тем не менее, некоторые эксперты считают, что электронные учебники в будущем вытеснят бумажные. Так, руководитель издательства «Просвещение» Владимир Узун на инвестфоруме в Сочи в марте 2017 года высказал мнение, что к 2025 году в России бумажных учебников не останется совсем.