Новосибирск: семь вопросов адресовано министру культуры РФ
Открытое письмо с тревожными вопросами по поводу Новосибирского академического оперного театра отправила министру культуры России Владимиру Мединскому депутат горсовета Наталья Пинус 29 января, сообщается на странице депутата в сети Facebook.
Наталья Пинус выразила беспокойство относительно текущего положения дел как в самом театре, так и в сферах административного управления, непосредственно связанных с его деятельностью. Депутат обозначила в своем обращении семь первоочередных вопросов, которые адресует министру Мединскому.
«Некоторые из этих вопросов формально не относятся к Вашей непосредственной компетенции. Однако адресую их именно Вам, так как их появление стало прямым следствием реализации кадровой политики, осуществляемой Министерством культуры Российской Федерации и лично Вами ранее в отношении Театра», — пояснила министру свое видение ситуации Пинус.
Вопросы касаются репертуарной политики самого большого новосибирского театра, отсутствия гастролей, падения зрительской заинтересованности (в том числе по причине отмены доставки зрителей, испытывающих определенные затруднения, на бесплатном дежурном автобусе), непригодного обновленного наименования, которое так и не прижилось, кадровой политики и т. д.
«За последние три года наблюдается снижение посещаемости театра зрителями. На первый взгляд, может показаться, что это не так: ведь в 2014 году заполняемость зала составляла 72,6%, а в 2016 году — 80%. Но на спектакли ходят не проценты, а зрители. И как раз зрителей стало меньше. В 2014 году в Театре было 1774 места, 72,6% от которых составляют 1288 зрителей. В 2016 году осталось всего 1201 место, поскольку остальные находятся в третьем ярусе большого зала, билеты на места в котором не продаются, а во время спектаклей там никто не сидит. 80% от 1201 — 961 зритель. Таким образом, посещаемость Театра изменилась с 1288 до 961 зрителя, то есть уменьшилась на 25%. Если учесть всё сказанное выше, это легко объяснимо. Но есть и другие вероятные причины такого откровенного провала посещаемости. Одна из этих причин — цены на билеты. Согласно официальным данным, за два года средняя стоимость билетов в Театр увеличилась на 45 %: с 420 рублей в 2014 году до 610 рублей в 2016 году. Это закрыло двери для зрителей с невысоким достатком», — в частности, заявляет в своем обращении к министру культуры Наталья Пинус.
Непосредственную опасность депутат видит в подмене высоких целей театрального искусства: «Возможно, это привело к увеличению доходов Театра. Но какой из показателей более значим для государственного учреждения культуры: его доходы или ценовая доступность? Ради чего создан Театр: чтобы зарабатывать деньги или чтобы демонстрировать оперное и балетное искусство? Чем из этого он мог бы пожертвовать в ущерб второму: рублями или зрителями?»
По мнению депутата, многие из назревших проблем театра возникли по причине бездарных управленческих решений руководства данного учреждения культуры, в частности, художественного руководителя Владимира Кехмана.
«Прошу также дать пояснения в отношении назначения Владимира Кехмана на должность художественного руководителя Театра. Согласно законодательству, Владимир Кехман, являясь банкротом, не вправе занимать руководящую должность. Должность „художественного руководителя“ является руководящей не только исходя из значения слова, но и лидерской позицией по отношению к Уставу театра. По Уставу театра, художественный руководитель организует творческий процесс и обеспечивает художественный уровень репертуара театра. Исходя из обозначенного выше, считаю назначение Владимира Кехмана на должность художественного руководителя Театра необоснованным, с точки зрения российского законодательства. Прошу Вас дать пояснения по вопросу назначения Владимира Кехмана на должность художественного руководителя театра», — дважды попросила пояснения от министра Наталья Пинус. — «Поясните, пожалуйста, с чем связаны резкие изменения Ваших решений в отношении назначения руководителя Театра? 3 декабря 2017 года исполняющим обязанности генерального директора Театра становится Снежана Любарь. По Вашим словам, на срок „до лета”. В середине января 2018 года Вы объявляете о назначении на должность генерального директора — Ары Карапетяна. Не имея ничего против Ары Арамовича лично, всё же не могу не спросить, с чем было связано столь скорое назначение нового генерального директора Театра?»
Напомним, проблемой превращения учреждений культуры в обслуживающие предприятия, нацеленные на извлечение прибыли, встревожены и серьезные деятели культуры. Подобный подход в сфере театрального искусства непременно приводит к вырождению данной культурной среды.