Ученые узнали, чему взрослые должны научиться у маленьких детей
Даже недостаточная способность маленьких детей концентрировать свое внимание помогает им лучше познавать мир, избегая учебной ловушки, в которую часто попадают взрослые. Это доказали в своем исследовании ученые из Университета штата Огайо, 27 сентября пишут на сайте новостей медицины и здравоохранения Medical Xpress.
Результаты исследования ученые представили в статье «Преимущества незрелого когнитивного контроля: как распределенное внимание защищает от ловушек обучения», опубликованной в Journal of Experimental Child Psychology.
Ученые отмечают, что хотя когнитивный контроль позволяет эффективно сосредоточить внимание на информации, отфильтровывая ненужную и обеспечивая таким образом быстрое и эффективное обучение, но использование этого контроля сопряжено с определенным риском.
Полезная информация при таком подходе может быть проигнорирована или упущена, а обучающиеся могут попасть в учебную ловушку, такую как «выученная невнимательность», когда они не осознают, что проигнорированное ими как несущественное, несет важную информацию.
Однако маленькие дети в такую ловушку не попадают.
В своем исследовании ученые использовали технологию отслеживания глаз, которое показало, что глаза детей (то есть их внимание) продолжали блуждать по всему экрану компьютера при выполнении задачи, даже когда взрослые уже сосредоточились на определенных объектах, быстро поняв, что так они могут более эффективно выполнить задачу.
Но когда задача неожиданно изменилась, именно эта склонность к блуждающему взгляду помогла четырех- и пятилетним детям заметить на экране важные изменения, которые прошли мимо внимания взрослых.
Соавтор исследования, профессор психологии Владимир Слуцкий пояснил полученный результат: «Способность взрослых концентрировать свое внимание обычно очень помогает в повседневной жизни, но иногда это мешает лучше видеть мир и замечать вещи, которые в данный момент могут показаться не такими важными».
В исследовании приняли участие 30 четырех- и пятилетних детей и 38 взрослых. В лаборатории им были установлены глазные трекеры, которые могли определять, куда они смотрят на экране компьютера. Затем им показали красочные изображения вымышленных существ, которые имели семь идентифицируемых признаков, в том числе голову, хвост и антенны.
Участникам сообщили, что им покажут несколько картинок с двумя типами существ, называемых флурпами и джалетами, и что они должны будут указать, кто из них кто. При этом одна особенность всегда отличалась у двух типов существ — например, у джалетов мог быть синий хвост, а у флурпов — оранжевый.
Кроме того, детям и взрослым указали, что у большинства (но не у всех) флурпов были определенные особенности, такие как розовые усики. Однако одна из примет никогда не упоминалась в инструкциях, и сначала она не отличалась между типами существ. Это было то, что исследователи назвали «нерелевантной особенностью».
После тренировки участники приступили к тесту, в котором им показали серию изображений этих существ на экране компьютера и попросили указать, к какому типу относится каждое из них.
В первой части эксперимента взрослые быстро узнали, какая особенность всегда определяла, было ли существо флурпом или джалетом, и трекер показал, что после этого они сосредотачивали почти всё свое внимание на этой особенности.
Дети медленнее разобрались, какая особенность была наиболее важной при определении типа существа, но трекер показал, что и после этого они продолжали рассматривать каждую особенность двух существ, даже те, которые не помогали различению.
Но на втором, необъявленном, этапе эксперимента исследователи сделали ранее несущественный признак (часть тела, которая ранее была одинакова у всех из существ) определяющим тип признаком. Этот признак стал различным для каждого типа существ.
После этого перехода взрослые в большинстве своем не обратили внимание на важность нового признака, полагаясь на ранее изученные менее важные функции, тогда как дети, обращая внимание на все, быстрее заметили, что правила изменились.
«Взрослые страдали от приобретенной невнимательности, — пояснил Слуцкий. — Они не обращали внимания на функции, которые не были важны во время первой части эксперимента, поэтому они пропустили, когда эти функции действительно стали важными».
У детей такой проблемы нет, и этот факт помогает им узнавать больше по мере того, как они исследуют мир, указал ученый.
Конечно, взрослые также обладают способностью широко распределять свое внимание, как это делали дети в проведенном исследовании, но они часто делают выбор в пользу избирательного внимания, так как это помогает им достигать большей эффективности, отметил ученый.
Урок для взрослых, который преподносит это исследование, состоит в том, чтобы осознать, что избирательное внимание, хотя и повышает эффективность обучения и успеваемость, в некоторых ситуациях может привести к ловушке обучения, сказал Слуцкий и добавил, что когда решение проблемы кажется очевидным, следует все-таки расширить свое внимание и искать подсказки, которые поначалу могут показаться неуместными, — то есть снова мыслить как ребенок. И это может помочь найти лучшее решение.