ГКЧП можно сравнить с поджогом Рейхстага — секретарь Московского горкома
ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) был большой провокацией, направленной на срыв будущего ХХIХ съезда КПСС, на котором Горбачев мог потерять пост Генерального секретаря партии, заявил секретарь Московского горкома КПСС Юрий Прокофьев в интервью ИА Красная Весна.
«ГКЧП было специально созданным предприятием для того, чтобы предвосхитить события грозящего XXIX внеочередного съезда партии, на котором Горбачева явно не избрали бы генсеком», — пояснил Прокофьев. Горбачев не был всенародно избранным президентом, поэтому после потери главного поста в КПСС Верховный Совет, в котором было много недовольных им, снял бы его с поста президента СССР, считает эксперт.
Августовский путч позволил «одномоментно и ликвидировать коммунистическую партию, и изменить общественно-политический строй в стране», добавил бывший лидер московских коммунистов. Акт ГКЧП, по мнению Прокофьева, сравним «с большой полицейской провокацией» уровня поджога Рейхстага.
Эксперт признает, что его точку зрения на события августа 1991 года не поддерживают ни правые, ни левые. Первые считают, что ГКЧП был нужен правящей верхушке для удержания власти, а вторые видят в этом действии героический акт, направленный на сохранение советской власти.
Целью «путча» не было спасение СССР от развала, подчеркнул бывший секретарь Московского горкома. Из всех «путчистов» такой линии придерживался только Анатолий Лукьянов, последний председатель Верховного Совета СССР.
Напомним, поджог Рейхстага произошёл 27 февраля 1933 года и сыграл важную роль в укреплении власти нацистов в Германии. Нацисты уверяли, что поджог был совершен нидерландским коммунистом Маринусом ван дер Люббе, которого за это казнили. Провокация стала спусковым крючком для ограничения нацистами гражданских свобод и репрессий против немецких коммунистов и социал-демократов.
Читайте также: Секретарь Московского горкома КПСС объяснил цель «путча»