Историк бьется за спасение церкви XII века в центре Бордо, служащей гаражом
Разрушающийся исторический памятник, основанный герцогом Аквитании Гийомом Х Святым, пытается спасти французский историк Гилем Пелен, сообщает 15 мая Actu.fr.
Специалист по средневековой истории Гаскони Гилем Пелен с группой единомышленников «Коллектив 1120 — Спасем церковь Сен-Жака» делает все возможное, чтобы привлечь внимание властей и общественности к плачевному состоянию средневековой церкви, в которой уже несколько десятилетий стоят автомобили.
Здание церкви длиной в 56 м, скрывающееся в самом центре Бордо за фасадом с воротами платного гаража, — это все, что осталось от монастырского госпиталя, построенного в 1120 году и получившего имя Святого Иакова (Сен-Жака). В свое время госпиталь-приют служил для приема паломников, направляющихся в испанский город Сантьяго-де-Компостела, где, по преданию, хранятся останки апостола.
Церковь, основателем которой считается герцог Аквитании Гийом де Бордо (иначе, Вильгельм Х), обладает уникальными элементами архитектуры. По словам специалистов, неф здания исключителен — он 36 м в длину. Это совершенно необычно для подобных построек в департаменте Жиронда, где самые длинные нефы имеют не более пяти пролетов. Его ширина — десять метров — тоже «весьма примечательна для такого длинного нефа». «Другие городские церкви Бордо не имеют плана такого типа, <>, а отдельные нефы сельских церквей не имеют этих размеров».
Служа в течение веков приютом для паломников, церковь Сен-Жака не оставляла также без крова и сирот, беременных женщин, бедняков.
С 1572 года церковь перешла под управление Ордена иезуитов. В 1761 году Орден иезуитов был изгнан из Франции и церковь сменила хозяев.
С 1792 по 1830 год в церкви организовывали спектакли (театр Мольера), проводили балы. В 1880 году здание перешло в частное владение и вот уже не первый десяток лет служит гаражом для автомобилей.
Поскольку здание никак не защищено документами или официальным статусом исторического памятника, оно, при неcпособности ее настоящей владелицы осуществить реставрацию, продолжает разрушаться.
В 2001 году обвалился большой кусок нефа. Он упал на капот одного из стоявших в «церкви–гараже» коллекционного автомобиля. Затянувшееся судебное разбирательство между хозяином авто и владелицей здания так запугало последнюю, что та слышать ничего не хочет о внесении здания в реестр исторических памятников. Если же здание будет продано, то проворные застройщики могут окончательно уничтожить исторический памятник.