Что случится, если Байден и Трамп «сойдут с дистанции» до дня выборов — AFP
Байден против Трампа: расстановка сил на выборах в США в 2024 году уже давно предрешена, и матч-реванш между двумя президентами кажется почти неизбежным. Но что произойдет, если по ряду причин один из двух претендентов в конечном итоге не примет участия в ноябрьском голосовании? Вот что может случиться согласно правилам и экспертным оценкам, помимо огромной политической неразберихи, пишет 19 февраля агентство AFP.
Что могло бы заставить президента Джо Байдена, 81-летнего демократа, или экс-президента Дональда Трампа, 77-летнего республиканца, не участвовать в голосовании?
Прежде всего, возраст. Любой из кандидатов вступит в должность в январе 2025 года как старейший президент США за всю историю.
Хотя ни один из них не сообщал о каких-либо серьезных проблемах со здоровьем, статистика показывает, что оба сталкиваются с повышенным риском смертности или серьезных медицинских инцидентов из-за преклонного возраста.
Как насчет добровольного ухода? «Это невероятно нелепая фантазия», — утверждает Рейчел Битекофер, политтехнолог-демократ.
Даже если бы республиканцы захотели изменить свои правила и сменить кандидатов — если бы, например, результаты опросов приняли катастрофический оборот после судебного приговора Трампу, — «они все равно этого не сделали бы, потому что это вызвало бы полный обвал их базового электората».
Байден регулярно утверждает, что он является наиболее квалифицированным кандидатом, несмотря на опросы, которые показывают, что его возраст отталкивает избирателей. А что надо говорить — «О, с ним все в порядке, он собирается завтра участвовать в триатлоне?» — комментирует конгрессмен-демократ Адам Смит. «Да, ему 81 год. И тем не менее никто из известных людей не решил выдвинуть свою кандидатуру в противовес ему».
Трамп тем временем настаивает на том, что он будет баллотироваться, несмотря на возможное уголовное осуждение перед выборами, из-за которого теоретически ему могут грозить десятилетия тюремного заключения.
Чтобы назначить официального кандидата от своей партии, делегаты каждой из них от всех штатов приезжают на летний съезд, где происходит выдвижение на основе первичного голосования — праймериз. Если Байден или Трамп выйдут из гонки до их окончания, последнее слово останется за делегатами съезда.
А делегаты, как заметила недавно Элейн Камарк из Брукингского института, — «это 8567 человек, о которых вы никогда не слышали», обычные американцы, которым посчастливилось быть политически активными. Такой ситуации не случалось с тех пор, как президент Линдон Джонсон сделал шокирующее заявление 31 марта 1968 года — в разгар войны во Вьетнаме — о том, что он не будет добиваться переизбрания. С тех пор съезды были хорошо отлаженными мероприятиями, результаты которых были известны заранее, поскольку они определяются на штатовских праймериз.
Но в этом году уход кандидата может привести к «проведению съезда, результат которого может быть неизвестен заранее… такого рода мероприятия без ограничений проводились на съездах по выдвижению кандидатов в период с 1831 по 1968 год», сказала Камарк.
А что, если что-то случится с одним из кандидатов после того, как он будет официально выдвинут на съезде?
Один из официальных руководящих органов партий, Национальный комитет Демократической партии или Республиканский национальный комитет, выдвинет нового кандидата на внеочередной сессии.
В республиканском комитете сейчас происходят кадровые перестановки, и Трамп предложил назначить свою невестку Лару на руководящую должность, что дало бы его лагерю огромное влияние при выборе замены.
Сильным — но не автоматическим — кандидатом на место Байдена была бы его вице-президент Камала Харрис, которая уже участвует в его предвыборной кампании. В противном случае можно было бы привлечь любого из ряда сильных политиков-демократов. Среди них упоминаются губернаторы Калифорнии Гэвин Ньюсом, Мичигана Гретхен Уитмер и Пенсильвании Джошуа Шапиро.
Но Трамп еще не объявил о своем выборе на пост вице-президента.
И, как отметил Ханс Ноэль, профессор государственного управления в Джорджтаунском университете, на протяжении праймериз Трамп унижал других серьезных соперников своей партии. Главным среди них является губернатор Флориды Рон Десантис, на которого Трамп неустанно нападал, прежде чем тот снял свою кандидатуру. Также во главе списка находится Никки Хейли, единственный серьезный кандидат, помимо Трампа, которая осталась на республиканских праймериз, но которую ненавидят верные последователи Трампа.
«Никки Хейли, возможно, и раньше имела хорошие возможности стать альтернативой», — сказал Ноэль, но, продолжая бороться против фаворита партии, она потеряла поддержку «любого, кому нравится Трамп».
Между тем, может ли появиться сильный кандидат от третьей партии? Пока что ни один независимый кандидат не представляет никакой опасности для доминирующей в Америке двухпартийной системы, подчеркивает AFP.
В 1992 году техасский миллиардер Росс Перо, баллотировавшийся как независимый кандидат, сумел набрать почти 19% голосов избирателей. Но в конце концов, из-за капризов американской избирательной системы, он не получил ни одного из самых важных голосов: тех из 538 членов Коллегии выборщиков, которые в конечном счете определяют победителя, напоминает агентство.