Историк: Балтфлот помогла спасти самоорганизация матросов

Эскадренный миноносец «Лихой»
Эскадренный миноносец «Лихой»

Причины успешного завершения «ледового похода» раскрыл профессор кафедры источниковедения СПбГУ, доктор исторических наук Кирилл Назаренко 10 мая в эфире «Радио России — Санкт-Петербург».

Историк считает, что, кроме умелых действий капитана 1-го ранга Щастного, спасению кораблей Балтийского флота в апреле 1918 года способствовали и другие факторы: «Ледовый поход состоялся, в первую очередь, благодаря большому моральному подъему матросов и офицеров…Конечно, Щастного надо поблагодарить, что он руководил всем этим процессом, но с другой стороны, нельзя говорить, что один Щастный прямо так, на своих плечах, вынес весь ледовый поход. Если бы матросы разбежались…»

По мнению Назаренко, матросы проявили большие способности к самоорганизации. Причем, это делалось не ради поощрений: «Никаких наград и не было в это время в советской России и никто никаких наград не получил за ледовый поход».

Большое значение имела хорошая материальная база флота: «В Гельсингфорсе было много военного имущества и была возможность корабли обеспечить углем и запасными частям».

Другим немаловажным фактором была правильная организация военно-морского дела в России: «Спасибо, конечно, адмиралу Эссену, который в свое время придумал и шхерный фарватер и по инициативе которого ледоколы строились. Флот показал себя достаточно профессиональным».

Профессор рассказал, что из-за минных полей «ледовый поход» проходил вплотную к финским берегам: «В военное время это было оправдано потому, что там были наши береговые батареи и под их охраной наши корабли могли двигаться». Ко времени прохождения кораблей эти батареи уже были захвачены белофиннами: «Счастье было, что белые финны не умели пользоваться этими орудиями потому, что у них вообще было очень мало подготовленных солдат».

В целом, несмотря на большое число иностранных офицеров, боеспособность белофиннов была низкой: «Там было шведских офицеров около сотни, были люди, которые служили в немецкой армии в первую мировую войну. Финская белая гвардия возглавлялась не финскими уроженцами — там были немногочисленные офицеры старой русской армии вроде Маннергейма, который командовал финской белой гвардией, но основную роль сыграли, конечно, немцы. Немцы выбили красных финнов из Гельсингфорса и потом только, спустя два дня, туда вошла белая гвардия».

Напомним, в результате «ледового похода» из Гельсингфорса в Кронштадт было приведено большое количество военных кораблей, составлявших боевое ядро Балтийского флота.

К началу гражданской войны в Финляндии деятелями белого «активистского» движения были подготовлены вооруженные отряды — шюцкор. Активный комитет, образованный в 1915 году специально для вербовки егерей в Королевский Прусский батальон, еще весной 1917 года стал работать над формированием в Финляндии боевой организации. Основой шюцкора стали егеря, воевавшие против России на стороне Германии. Идеология егерского движения имела ярко выраженную антирусскую направленность, лояльность по отношению к России рассматривалась как измена делу нации, а германофильство — как синоним преданности национальной идее.