Литературовед: распад социума начинается с разрушения литературы
Литература — это независимая фиксация жизни, поэтому в перестройку ее убирали в первую очередь, заявила литературовед, член Союза писателей России Ирина Моисеева 4 июля в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
Моисеева считает, что перестройщиками была поставлена задача лишить общество способности адекватно воспринимать действительность: «Литература — это независимая фиксация жизни, именно ее надо было убирать...Единственное, что выделяет человека из мира животных — это дар речи. Говорить, писать — это значит понимать. Вот это изымалось из общества. Это был первый удар и самый главный. Поэтому литературу в школе и начали как-то двигать, деформировать».
По ее мнению, человеку, знающему классическую русскую литературу, невозможно выдать порок за норму: «Нельзя легализовать проституцию, если дети в школе читают „Униженных и оскорбленных“. Если они изучают Сонечку Мармеладову, если им известен Раскольников, то нельзя сказать, что это было хорошо. Литература сохраняет эту реальную картину жизни. Особенно — русская реалистическая литература девятнадцатого века...Если прочитать бунинскую „Деревню“, то тогда невозможно принять деревню солженицынскую. Тогда понятно, что лучше».
Литературовед утверждает: «Культурная матрица зафиксирована в слове. А слово, в высшем своем проявлении — это художественная литература. Она обращается к человеку, и потому это самое „опасное“ — через литературу он получает информацию социальную».
Напомним, начиная с 90-х годов в российской системе образования начали внедряться принципы вариативности и альтернативности обучения в школе. Согласно существующим в России стандартам образования, каждая школа самостоятельно выбирает предметное содержание образовательной программы.
В начале 2018 года Министерство образования отложило принятие нового образовательного стандарта по литературе, предполагающего единый обязательный список произведений. Против предлагаемого стандарта выступили около 700 специалистов и учителей из-за отсутствия в нем вариативности.
Также напомним, кроме обязательного существует дополнительный, на усмотрение учителя, список произведений литературы.