В Польше считают, что шумиху вокруг AstraZeneca создала Москва
Масштабы кремлевской дезинформации огромны — она действует по всему миру через каналы YouTube, телеканалы, СМИ и, конечно же, социальные сети. Именно Россия создала информационную кампанию по дискредитации вакцины AstraZeneca, считает глава East StratCom Мартина Бильдзюкевич, 29 мая сообщает PAP.pl.
Деятельность оперативной группы East Stratcom (ESTF), созданной в 2015 году в рамках Европейской службы внешних действий (EEAS) — нейтрализация российской информационной деятельности.
В базе данных ESTF перечислено более десятка тысяч конкретных случаев «кремлевской дезинформации».
«Мы 12 тысяч раз приводили конкретные источники и манипуляции и отвечали на них фактами. В то же время каждый из этих случаев является частью более широкой тенденции», — заявила Бильдзюкевич, добавив, что их команда может показать, когда идет дезинформация, когда она усиливается и в каких странах она используется чаще всего.
«После отравления Сергея Скрипаля мы насчитали 140 различных публикаций и версий событий в российских СМИ за год. Интересно, что после отравления Алексея Навального, мы наблюдали аналогичную ситуацию», — заявила она.
Информация, которую собирает группа по борьбе с российской дезинформацией обычно доступна, отмечает Бильдзюкевич, но разбросана, нечеткая, намеренно скрыта в информационном шуме, и необходимо ее проанализировать, чтобы составить более широкую картину.
«Это похоже на решение головоломки, но еще никто не снял захватывающее видео-головоломку. Когда головоломки складываются вместе — мы показываем, как кампании дезинформации помогают Кремлю в достижении его целей — например, в случае переброски войск к российско-украинской границе, отравления Алексея Навального или нападения на поляков в Белоруссии», — заявила руководитель группы.
Мартина Бильдзюкевич приводит один из последних примеров манипуляции информацией — вакцину от COVID-19.
По ее мнению, целью кампании Кремля по дезинформации и пропаганды в контексте нынешней пандемии является, с одной стороны, продвижение своей вакцины «Спутник V», а с другой — якобы намеренная дискредитация западных вакцин.
«Для машины дезинформации одна цель вытекает из другой (и не только в контексте вакцин): то, что вредно для Запада, будет хорошо для Кремля. Вот почему западные вакцины подверглись атаке: во-первых, те, которые основаны на технологии мРНК. Здесь кремлевские СМИ опирались на то, что технология была чем-то новым и часто непонятным для нас, чтобы высмеять ее и вызвать сомнения в ее эффективности», — сообщает глава ESTF.
Поэтому, отмечает Бильдзюкевич, была устроена атака на вакцину AstraZeneca. Российская информационная компания была основана на сообщениях СМИ о побочных эффектах — например, о тромбах и смертях.
Эти публикации якобы использовались российской пропагандой «даже если основные средства массовой информации достоверно сообщали об отсутствии прямой связи между смертями и введением вакцины для распространения дезинформации на основе простого сообщения, что принятие этой вакцины было равносильно смерти или проблемам со здоровьем».
По мнению ESTF, цели Кремля «более опасны, чем просто убедить западный мир в „русской“ точке зрения, жертвами этих манипуляций, среди прочего, являются вакцины, в том числе — AstraZeneca».