От Малевича до граффити. Какая живопись нужна большинству в РФ?
Современное искусство погрязло в проблемах, непонятных и ненужных большинству, заявил политолог Сергей Михеев 19 июля в эфире радиостанции «Вести.fm».
Разговор в студии начался с обсуждения модного стрит-арт-художника Покраса Лампаса. Его новое граффити екатеринбургские коммунальщики накануне залили гудроном. В их справедливых, по мнению Михеева, действиях политолог нашел лишнее подтверждение тому, что современное искусство погрязло в проблемах, «непонятных и ненужных большинству».
На взгляд Михеева, большинство авангардистов, начиная от Эдварда Мунка (1863-1944) и заканчивая теперешними уличными живописцами, пытается навязать зрителю свои субъективные фантазии, вместо того чтобы поднимать общезначимые проблемы. Политологу не хотелось бы, чтобы тот же Мунк, не говоря о Лампасе, заражал его своими «нездоровыми эмоциями» — в частности, теми, которыми преисполнена знаменитая картина «Крик».
Читайте также: Сторонник Немцова заменил картину Мунка арт-объектом
Михеев посетовал на то, что все его знакомые столичные авангардисты были «в лучшем случае алкоголиками». Теперь же деятели, подобные Покрасу Лампасу, зачастую витают в наркотических грезах, откуда и черпают вдохновение для своих художеств.
Отвечая одному из слушателей, заявившему о таланте советского авангардиста Казимира Малевича (1879-1935), Михеев остался верен своей точке зрения на авангардное искусство. По словам радиоведущего, создатель «Черного квадрата» «под конец жизни тоже сошел с ума».
Напомним, Покрас Лампас (настоящее имя Арсений Пыженков) — российский уличный художник, работающий в уникальном жанре «каллиграфутуризма». Лампас много экспериментирует со шрифтами и символами различных алфавитов, пытаясь предугадать, как будет выглядеть в будущем искусство каллиграфии. Самым значимым его творением стала роспись крыши завода «Красный Октябрь» по заказу компании Panasonic — единственная в своем роде композиция, которую видно из космоса.
Лампас сотрудничает с брендами Nike, YSL, Mercedes-Benz, Pirelli, Dries Van Noten, Lamborghini, IKEA, Adidas.
8 июля 2019 года Лампас в рамках фестиваля Stenograffia изобразил гигантский супрематический крест на Площади 1-й Пятилетки в Екатеринбурге. Роспись отсылала к творчеству Казимира Малевича, которого молодой художник считает своим вдохновителем, и была согласована с городскими властями. 19 июля коммунальщики приступили к укладке асфальта поверх граффити. Это вызвало осуждение и недоумение в творческих кругах, а в мэрии пообещали восстановить арт-объект и «наказать виновных».
Отметим, епископ Сербской православной церкви, церковный историк Никодим (1845-1915) писал о том, что изображение креста на земле недопустимо и является поруганием святыни.
Напомним также, в конце своего творческого пути Казимир Малевич перешел на реалистическую портретную живопись, хотя и продолжал развивать магистральную концепцию «беспредметности и вечного покоя» в философских трудах.
Утверждение, что сложные эмоции и переживания, к которым располагает мунковский «Крик», не нужны или, хуже того, недоступны большинству, выставляет его не в самом лучшем свете. Это объясняет реакцию радиослушателей, которые стали полемизировать с ведущим.
Но Михеева можно понять в его критике современного искусства. Многие представители современного искусства выдают за высшие откровения свои сомнительные, а то и непристойные творения.
Однако творения Покраса Лампаса, худо-бедно вписанные в традицию русского и советского авангарда, все же трудно свести к чистой провокации и самолюбованию. При том трудно не вспомнить, что крест на площади в Екатеринбурге изображен вскоре после скандального протеста против стротельства храма в сквере у Драмтеатра.