Спортивная медицина: спасение утопающих — дело самих утопающих
Свой взгляд на сегодняшнее состояние спортивной медицины изложил тренер в видах спорта на выносливость Анатолий Петрович Наумов, 5 апреля сообщает ИА Красная Весна.
ИА КВ: Бытует мнение, что спорт, и уже не только большой, вреден для здоровья. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела со спортивной медициной?
Начну со свежего примера. В последнее время выходит очень много публикаций, аналитики в таком виде спорта, как биатлон. Кто только не выступал и какие только рецепты не предлагали для оздоровления ситуации в этом виде.
Некоторые высказывания тренеров нашей сборной вызывают оторопь даже у простых любителей спорта. Кроме вопиющей некомпетентности в некоторых вопросах тренировки, четко прослеживается неприкрытый цинизм и бесчеловечность в отношении спортсменов. «Мы-то тренируем, а вот они — не бегут. Не понимаем, почему.» Это высказывания Падина, Коновалова (тренеры сборной России — прим. ИА Красная Весна). Тренерское кредо Падина — «выживает сильнейший»! Если вы думаете, что я преувеличиваю, то прочитайте их интервью и убедитесь сами.
Итог: почти вся сборная не показывает результаты. Спортсмены поголовно жалуются на плохое состояние. В известной школе биатлона перебирают в год до ста талантливых и отлично подготовленных спортсменов, а «выживают» — один-два.
А тренер предлагает… опять увеличить нагрузку. Создается впечатление, что учебник по физиологии спорта некоторые тренеры просто в глаза не видели или совсем не понимают его содержание.
ИА КВ: Но у команд такого уровня обязательно есть своя медицинская служба. Там-то точно учебник читали, не только учебник.
Да, все знают, что в биатлон у нас вкладывают большие средства. На эти деньги содержится большое количество различных структур, которые обслуживают этот вид спорта. Одной из ведущих структур, вероятно, должна быть КНГ (комплексно-научная группа). Она по различным тестам и показателям должна оценить физическое состояние спортсмена и дать те или иные индивидуальные (индивидуальные!) рекомендации по дальнейшей тренировке.
Возможно, в реальности так и происходит. Но, если судить по результатам соревнований, эффективность взаимодействия тренерского штаба и КНГ почти нулевая. Недавно мы обсуждали результаты, вернее — странное полное отсутствие результатов наших биатлонистов на олимпиаде в Корее. И, судя по следующим соревнованиям, в этом плане мало что изменилось. Дошло до того, что ведущий спортсмен открыто признается, что подводит себя к стартам… самостоятельно!
ИА КВ: Невольно вспоминается ходящий сейчас по интернету фрагмент разговора В. В. Путина с председателем футбольного клуба «Зенит» С. Фурсенко: «Истинно русская игра футбол… Восемь человек иностранцев бегают на поле, за «Зенит» играют на Лиге Европы. Во молодец…»
Теперь читаем интервью тренера С. Коновалова в журнале «Лыжный спорт». По его словам, все показатели у спортсменов в норме: и биохимия, и аналитика ЭКГ, и лактат, и что-то там еще. А спортсмены — не бегут, вот такая картинка у него получается.
Из этого напрашивается вывод: либо тренеры не совсем правильно выполняют рекомендации медиков, либо этих показателей тестирования недостаточно для правильной и полной оценки состояния организма спортсмена.
Еще, в чем я убедился на практике и уверен на 100 процентов: не все спортивные и медицинские работники понимают, как эти показатели трактовать. В процессе своей долгой тренерской работы мне приходилось неоднократно сталкиваться с такими фактами. Живой пример — подготовка нашей олимпийской чемпионки в марафонском беге Валентины Егоровой к ее очередной Олимпиаде. Я лично беседовал с ее спортивным врачом в период ее непосредственной подготовки к старту. Что они сделали, как вы думаете? Они полностью повторили весь тренировочный план в тех же условиях среднегорья, на котором Егорова выиграла Олимпиаду. И все показатели: скорость пробегания отрезков, различные биохимические показатели, лактат, экг были даже немного лучше ее самого удачного старта. Однако по факту выступления спортсменки на следующей Олимпиаде в этот раз подготовка оказалась неудачной.
ИА КВ: Как Вы это объясняете?
Этот пример показывает, что организм человека гораздо сложнее, чем мы сейчас представляем. Отдельные объективные показатели контроля, которые обычно сейчас используются в спортивной медицине, не дают точной оценки состояния организма. Однако не может быть и речи об учете индивидуальной физиологии спортсмена на тренировках, если тренировать не человека, а его анализы. Но вместо того, чтобы стремиться к индивидуальному подходу, некоторые тренеры просто подбирают спортсменов под свой план, а не план корректируют под состояние спортсмена. Велика Россия, сто сломались — новых наберем! Потом в лучшем случае заявляют в прессе, что спортсмен перегорел. Но нельзя перегореть в видах спорта на выносливость, это не стрельба.
ИА КВ: А как Вы оцениваете сейчас уровень понимания и практического применения достижений физиологии в спортивных тренировках?
Хочу отметить тот факт, что большинство тренеров и спортивных врачей совершенно неправильно, на мой взгляд, трактуют даже пульсовые показатели. По той простой причине, что этих данных практически нет в спортивной литературе. А если есть, то это просто незначительная описательная статистика без четких рекомендаций по корректировке тренировочных нагрузок. Этот факт я обнаружил, десятки раз беседуя со многими ведущими российскими тренерами в различных видах спорта на выносливость.
Еще я хотел бы коснуться очень актуальной и важной темы в спорте, которой должна заниматься спортивная медицина — это оценка состояния здоровья спортсменов. Даже короткий статистический анализ показывает печальную картину. Посмотрите в том же биатлоне на количество спортсменов с проблемами физического состояния. Их масса. Вероятно, и в других видах спорта на выносливость то же самое.
Судя по реалиям, тренеры и врачи в некоторых случаях не способны решить эти важные проблемы. У меня в практике было несколько таких спортсменов с проблемами физического состояния. Обычно эта проблема возникает после того, как спортсмен либо стартовал, либо тренировался в болезненном состоянии.
Это очень серьезный вопрос, который может поставить крест на дальнейшей спортивной деятельности спортсмена и его здоровье.
ИА КВ: Выходит, что реагирование спортивной медицины в таких случаях ситуационное: выявляется уже свершившееся серьезное заболевание. Как будто заболеть — неизбежно для спортивных побед.
Но, может быть, спортивная медицина как наука пока просто не знает, что с этим делать? Как этого не допустить, как Вы считаете? А если это произошло — как надо действовать?
Как я уже говорил, физиология спорта как наука на многие вопросы пока не дала ответов. В процессах адаптации организма мы ещё многого не понимаем. Есть большие научные работы по общим вопросам, и именно наших физиологов. Но очень мало конкретных рекомендаций: как оценить индивидуальные резервы адаптации каждого спортсмена в данный момент и как конкретно, в зависимости от этого, скорректировать его тренировку. По этому вопросу мне удалось найти только разрозненные работы практиков, сделавших правильные выводы из своих и чужих проб и ошибок, например — Петера Янсена.
В силу этих обстоятельств я в своей практической тренерской деятельности вынужден был построить свою методику оценки и контроля организма. Тем не менее, и она позволяет практически не ошибаться. У меня, как у практика, накоплен довольно большой фактический материал.
Очень важно для исключения ошибок обучить каждого спортсмена методам контроля и оценки своего состояния. Если коротко, они такие:
1. Объективные показатели — это скорость пробегания отрезков и различные пульсовые характеристики.
2. Обязательно — субъективные показатели! Они основаны на оценке спортсменом своего состояния — дыхательной, мышечной и предположительно гормональной систем (желание/нежелание двигаться и т.п.).
Как сказываются на здоровье спортсмена тренировки и выступления при недомогании, заболевании?
Все нормальные спортсмены и тренеры знают, что в процессе долгой тренировочной работы бывают такие неприятные и наносящие огромный вред здоровью спортсмена факты, как тренировка или участие в соревнованиях в состоянии болезни. Это погубило массу спортсменов. И в дальнейшем, в обычной жизни, как правило, проявляет себя в нарушении деятельности сердечно-сосудистой, а может быть, и других систем организма.
Какие Вы выделяете признаки болезненного состояния организма?
Спортсмену, тренеру и спортивному врачу необходимо знать и использовать следующее:
1 . Измерение температуры. Температура тела у здорового человека, за редким исключением, должна быть строго 36.6 градусов Любые отклонения от этого являются поводом для углубленного обследования и оценки состояния здоровья организма.
Пример из практики. У спортсмена температура утром 36.0, а вечером бывает 37.1. В большинстве случаев это говорит о том, что в организме присутствует инфекция, и она способна при проведении тренировочной работы нарушить согласованную работу всех систем организма. Определить, где это находится, достаточно сложно — для этого необходимы очень углубленные медицинские обследования. Некоторые спортсмены в моей практике, чтобы выяснить причину, делали анализы на 20-30 различных показателей. Результат — анализы показали лишь небольшое повышение лейкоцитов в крови. То есть по анализам вроде бы ничего особенного. Но практика показывает, что тренироваться в таком состоянии реально опасно. Поэтому при наличии температуры и ряда других признаков заболевания категорически запрещается выполнять любую физическую нагрузку.
2. Ортостатическая проба. У спортсменов высокого класса в видах спорта на выносливость, с большим стажем тренировочной работы этот показатель в норме находится в пределах 10-15 ударов пульса. Если показатель выше индивидуальных норм, то это может говорить о том, что спортсмен либо болен, либо перегружен. При этом, если спортсмен болен, в любом случае нужна отмена всякой физической нагрузки. Если пока просто перегружен, то необходима коррекция в сторону уменьшения интенсивности и объема тренировок, или смена характера нагрузки и введение интенсивных восстановительных процедур.
3. Наблюдение за аппетитом. Если организм болен — аппетит, как правило, в той или иной степени пропадает.
4. Наблюдение за самочувствием. Болезненные ощущения в области горла: першит, чуть побаливает. Может быть легкий насморк. Спортсмен может обостренно чувствовать сквозняки. И если организме что-то не так, то в нём будет ощущение вялости, нежелание работать.
Еще раз повторю: нежелание работать у спортсмена такой квалификации требует не полоскания его фамилии в жёлтой прессе, а срочного поиска медицинских причин. Со здоровыми воспитанниками всегда другие проблемы: удержать их от излишних объёмов и интенсивности в тренировках. Чтобы почувствовать разницу, сравните выступления нашей хоккейной сборной на олимпиаде в Корее и ставшей притчей во языцех футбольной. Мой опыт заставляет подозревать, что подавляющие проблемы наших футболистов — именно медицинского характера.
Совокупная оценка всех этих показателей позволяет вовремя и правильно определить свое состояние и внести правильную коррекцию в тренировочные нагрузки. Если спортсмену все-таки случилось тренироваться или стартовать в больном состоянии, то после этого категорически не стоит проводить никакие тренировки. Правильные физиологические реакции адаптации в организме в этот период невозможны. Это проявляется в нежелании тренироваться, внутренней усталости даже в покое, острой реакции на сквозняки, чувстве холода, отсутствии нормального аппетита. Если все-таки продолжать пробовать тренироваться в таком состоянии, то дистрофия миокарда гарантирована. Какова она будет, зависит от времени и напряженности тренировок, проводимых в таком состоянии.
Как правило, в недалеком будущем вырастут и проблемы психологического характера. Был спортсмен здоров, испытывал здоровое наслаждение от тренировок, развивался, защищал честь страны, и вдруг все это исчезло. Это очень больно бьет по психике любого человека, и в то же время как непосильный стресс ещё более усугубляет физическое состояние.
ИА КВ: Вероятно, диагностика таких состояний — дело непростое?
Самое страшное в этот период — это то, что при обращении к кардиологам тесты кардиограммы могут показать почти нормальную картину с незначительными изменениями, присущими многим здоровым спортсменам. И если не считаться с субъективными ощущениями спортсмена, то даже врач высочайшей квалификации может дать реально опасные рекомендации типа «можно умеренно тренироваться». Испытано на практике, такие рекомендации давал кардиолог с мировым именем.
Для спортсмена тогда дело закончилось профнепригодностью и концом спортивной карьеры. Вот к чему приводит порочная практика рассматривать человеческий организм как стопку результатов анализов. В этом состоянии в организме уже полный срыв адаптационных процессов, и любое более-менее интенсивное физическое упражнение приводит к заметному ухудшению состояния. В данной ситуации необходимы покой и медикаментозное вмешательство. Если мы сразу прекратили тренировки после выступления в больном состоянии, то пары недель достаточно, чтобы организм пришел в норму.
Как тренироваться в дальнейшем — это отдельная тема, связанная с четкой оперативной оценкой состояния организма и выбором правильно подобранных упражнений. Малейшая ошибка в этом мгновенно может привести в прежнее состояние полного срыва адаптации.
Получается парадоксальная картина. С одной стороны, недавно за врачебную ошибку, и то, на мой взгляд, недоказанную, врач получила реальный срок заключения. А в спорте за очевидный вред для здоровья в промышленных масштабах никто никакой ответственности не несёт.
Я считаю, что тренер и спортивный врач должны всегда помнить, что отвечают за здоровье наших талантов, нашего достояния нации. И они должны реально нести эту ответственность лично.
Действительно, парадокс. Как может человек с испорченным здоровьем может показать результаты, на которые был способен от природы? Недавно А.П. Наумов обсуждал это на примере результатов лыжной эстафеты на олимпиаде в Корее.
Однако миф о том, что для побед необходимо самоубиться, рождённый неумением управлять индивидуальным тренировочным процессом, давно проник уже и в любительский и даже в детский спорт, и даже в подготовку допризывников.
Но если каждый читатель на примере своего рабочего места вспомнит, как капиталистический эффективный менеджмент строит кадровую политику, то ничего парадоксального в этом нет. Выражениие «потогонная система» стала уже устойчивым клише. У одного здоровье кончилось — не беда, на улице очередь из безработных. А квалифицированный работник вообще вреден — не даст эффективно злоупотреблять.
При этом что-то подобное этому в настоящее время немыслимо, например, по отношению к спортивным лошадям. То есть пока общество не отойдёт от приципа «Хлеба и зрелищ любой ценой», можно о преодолении отчуждения и не мечтать: каждый человек-член этого общества будет по фактическому к нему отношению дешевле средненькой скотины.
Похожая ситуация наблюдается, например, в онкологии. Масса средства и сил направляется на раннее выявление. Это хорошо и правильно. Но ведь это не профилактика заболеваемости как таковая. Это снижение смертности. Наработки же СССР по профилактике именно заболеваемости упорно игнорируются. Не потому ли, что физиологи выдвигают на одно из первых мест как причину серьёзных заболеваний срыв адаптационных процессов в результате стрессовых жизненных ситуаций, неизбежных в обществе «человек человеку волк».
Также можно проследить параллели с упорно продвигаемой сейчас в Россию концепцией так называемой «доказательной медицины»: нет теоретического обоснования — нет явления и нет проблемы. В результате страдает множество людей, которым отказано в праве получить помощь согласно их индивидуальной физиологии. ИА Красная Весна регулярно освещает, например, попытки вернуть в аптеки России гормон щитовидной железы Т3.
Однако ответственные за это учёные-медики должны помнить, что если всё уже открыто, то они и их наука больше не нужны.
Напомним, что Анатолий Петрович Наумов — тренер с 38-летним стажем. Его подопечные — спортсмены-бегуны на средние и длинные дистанции, марафонцы, ориентировщики — неоднократные призеры и победители чемпионатов мира. Также Анатолий Петрович занимается просветительской деятельностью, читает лекции для тренеров, спортсменов и широкого круга любителей по вопросам управления тренировочным процессом в видах спорта на выносливость.