Директор яхт-клуба: Архангельск не приспособлен для «Поморской шхуны»
Климатические условия не позволят шхуне «Поморская» зимовать в Архангельске, считает директор МБУ Дополнительного образования «Яхт-клуб «Норд» Александр Геннадьевич Осколков, 14 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Речь идет о проекте строительства современной копии норвежской шхуны «Матильда»1844 года постройки в Архангельске на Красной пристани, презентация которого состоялась 21 февраля. По замыслу организаторов, шхуна будет строиться из северной сосны под руководством норвежских специалистов силами волонтеров. Первый грант организаторы получили от норвежской стороны. Проект позиционируется как проект по возрождению «поморских традиций судостроения». Во время презентации началась общественная дискуссия о названии шхуны.
«В свое время организаторы проекта приглашали нас к сотрудничеству. Специалисты из нашего яхт-клуба изучили предоставленные материалы. Но тогда у нас возникли вопросы, на которые мы так и не получили ответы», — рассказал Александр Геннадьевич. Он убежден, что столице российского флота совершенно необходимо судно для прохождения молодыми яхтсменами и выпускниками соответствующих учебных заведений морской практики. И потому проект ему интересен. Парусное судно строить надо.
«У нас уже был проект строительства копии фрегата петровских времен „Штандарт“, который был построен на верфи „Петровское Адмиралтейство“. Сейчас это судно даже не заходит в территориальные воды России. Где гарантия, что подобное по тем или иным причинам не случиться с этой шхуной?», — задается вопросом директор яхт-клуба. По его мнению, это было бы неприятным ударом для области.
«Так или иначе область вложится в строительство. Вкладывать можно не только финансовые средства. Уже сейчас руководителям проекта помогли организовать презентацию, предоставляют землю в центре города. В проект вложатся местные спонсоры, очень может быть, что и из областного бюджета будут получены деньги», — предполагает Александр Геннадьевич на основании своего опыта.
Дело в том, что строительство нового судна, тем более из дерева — это дорого, даже с учетом того, что основную работу выполнят волонтеры, считает яхтсмен: «Мы в год на содержание и текущий ремонт маломерного флота в нашем яхт-клубе тратим около двух миллионов рублей. Поэтому меня не убеждает заявленный бюджет строительства «Поморской шхуны“ — 600 000 рублей. В 600 000 долларов я бы поверил больше».
Уже сейчас он видит серьезное препятствие для того, чтобы шхуна стала родной для Архангельска. Архангельск — это замерзающий порт. А судно длиной 20 метров, как «Матильда», в наших условиях невозможно ни поднять на берег, ни определить в сухой док. Свободных сухих доков для новой шхуны нет. Корпус судна за зиму может повредиться льдами. Ближайшие незамерзающие порты есть только в Норвегии. Не получится ли так, что мы строим судно по норвежскому проекту для Норвегии? Где гарантии, что на этой шхуне будут осваивать науку хождения под парусами именно наши дети, задается вопросами директор яхт-клуба. По его мнению, это объективные трудности, но могут быть еще и предпочтения руководителей проекта. Если они пожелают ходить в более далеких морях, то нашим молодым яхтсменам будет не по карману доехать до пункта смены экипажей и пройти хотя бы один переход под парусами. Должны быть получены серьезные гарантии того, что новая шхуна будет полезна Архангельской области.
Напоминаем, заслуженный краевед Онеги, призер самого престижного конкурса издателей, литераторов и полиграфистов Архангельской области «Книга года» в 2017 году Александр Ульянов предложил называть шхуну не «Поморская», а «Беломорская шхуна».
Польза от подобных проектов «с историческими мотивами» всегда заключается в возбуждении у населения интереса к краеведческим знаниям. Организаторы проекта должны рассказать жителям Архангельской области почему неприспособленная к условиям Русского Севера норвежская шхуна должна олицетворять что-то исконное для края, что-то претендующее на глубинное соответствие духу и традициям выходцев из Великого Новгорода, пришедших много лет назад на территорию современной Архангельской области.