Один хорошо, а два лучше: «тандемная» терапия сулит прорыв в лечении ВИЧ
Сочетание двух специфических антител обещает прорыв в лечении ВИЧ-инфекции. Отчет об успешных клинических испытаниях такой комбинации препаратов опубликован 27 сентября в научном журнале Nature.
Коллектив исследователей из нескольких западных стран протестировал совместное действие двух антител, которые блокируют разные участки оболочечного вирусного белка Env. Этот белок необходим для узнавания CD4-рецептора, без чего ВИЧ не может проникнуть в клетку.
Состав участков, на которые нацелены антитела, почти не меняется от штамма к штамму (разновидности вируса — прим. ИА Красная Весна), что являлось залогом широкой специфичности.
Исследователи подбирали концентрацию антител так, чтобы они выводились из организма с одинаковой скоростью. Двухкомпонентный «коктейль» вводился нескольким пациентам, прекратившим антиретровирусную терапию на время испытаний.
Выяснилось, что предложенная комбинация гораздо более эффективна по сравнению с классическими лекарствами против ВИЧ-инфекции. Если существующие антиретровирусные препараты очищают кровь от вируса в среднем на 12 недель, то эффект от «тандемной» терапии держится 20 недель. Важно, что за время «спячки» ВИЧ-инфекция не приобретает устойчивости к лекарственному «коктейлю», В предыдущих же испытаниях, где антитела применялись поодиночке, вирус постепенно становился невосприимчивым к терапии.
Пока что речь идет о завершении фазы Ib клинических испытаний. Впереди — исследования с участием большего количества пациентов.
Отметим, что ВИЧ относится к семейству ретровирусов (лат. Retroviridae). Их генетический материал представлен молекулой рибонуклеиновой кислоты (РНК). Перед тем как встроиться в геном зараженной клетки, РНК сначала транскрибируется в дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК).
За обратную транскрипцию отвечает фермент ревертаза, а за встраивание — интеграза. Став частью генома, вирусная ДНК использует аппарат клетки для синтеза белков, из которых «монтируются» новые вирусные частицы (вирионы). ВИЧ проникает только в клетки иммунной системы, на поверхности которых имеются CD4-рецепторы.
«Золотым стандартом» при лечении ВИЧ-инфекции считаются антиретровирусные лекарства, которые, в зависимости от класса, подавляют цикл размножения вируса на одной из пяти стадий: 1) узнавания рецептором; 2) проникновения в клетку; 3) обратной транскрипции; 4) встраивания в геном; 5) созревания новых вирусных частиц. Протестированные антитела относятся к первой категории.
Высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) не дает ВИЧ-инфекции перерасти в синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), однако не очищает организм от вируса полностью, даже если в крови тот больше не обнаруживается.
Полному излечению препятствует так называемый скрытый резервуар ВИЧ. Его образуют клетки иммунной системы, внутри которых вирус «отсиживается», пережидая «трудные времена». Если прервать ВААРТ, в них вскоре начнут размножаться вирионы с повышенной лекарственной устойчивостью, в ближайшей перспективе угрожая СПИДом. Больше всего таких клеток клеток-«ренегатов» находится в костном мозге, лимфоидных тканях селезенки и лимфатических узлах.
В последнее время исследователи пытаются полностью подавить размножение вирионов в скрытом резервуаре ВИЧ или хотя бы сделать так, чтобы те не становились устойчивы к ВААРТ за время «спячки». Параллельно идут работы по созданию вакцины против ВИЧ-инфекции.
ИА Красная Весна уже обозревало существующие образцы экспериментальных вакцин. Также напомним, что последний ощутимый прорыв в этой области относится к июню 2018 года.
Отметим также, что антитела занимают около 1/3 мирового фармацевтического рынка. Благодаря отработанным методикам (гибридомная технология и т. д.), их можно подбирать практически к любым белками, которых среди терапевтических мишеней — абсолютное большинство.
Разработка западных ученых — изящный пример «тандемной» терапии, когда на одну мишень в организме пациента «натравливают» сразу два вещества с разным механизмом действия. Другая вариация на ту же тему — «бивалентная» структура, в которой объединены оба таких соединения.
Это молодое и перспективное направление ведет свою историю с 1990 года, когда был разработан бивалирудин — антикоагулянт для разжижения крови при операциях на открытом сердце. Это соединение подавляет активность тромбина — главного белка в системе свертывания крови. Два разных модуля в структуре бивалирудина связываются каждый со своим участком на поверхности мишени.
Более свежий пример — разработка американских исследователей, которые с помощью похожей бивалентной структуры научили макрофагов «съедать» раковые клетки. Важно, что два лекарства к одной мишени или два разных модуля в составе одного препарата не только дополняют, но и взаимно усиливают действие друг друга. Это явление, известное в науке как синергизм, делает «тандемную» терапию исключительно перспективной при лечении таких серьезных недугов, как ВИЧ или онкология.