Макаренковские чтения
1 апреля в Москве открываются VII Макаренковские чтения. Исследователи и педагоги обсуждают тему воспитания через труд. Для такого воспитания необходимо создавать совместные для детей и взрослых производства. В определенной мере это удалось сделать в некоторых учебных заведениях. Красная Весна ведет трансляцию форума.
Сначала новые сообщения / в хронологическом порядке
1 апреля 2018:
11:00
Депутат ГД Любовь Духанина: вопросы о целях образования, для чего нужно учиться, что в этом процессе нужно стране, что нужно самому человеку — активно дискутируются в обществе. Рада, что собрались единомышленники, которые точно считают, что главная цель — это развитие способностей приносить пользу другим.
11:02
Депутат ГД Любовь Духанина:
«Пока правительство Российской Федерации считает, что нет необходимости закреплять в законе об образовании понятие трудового воспитания. Но комитет по образованию и науке Государственной думы не согласился с этой позицией. Поэтому была создана специальная рабочая группа, в которую мы пригласили представителей всех министерств и ведомств, пригласили представителей всех партий, которые представлены в Государственной думе. И, конечно, пригласили всех экспертов».
11:05
Депутат ГД Любовь Духанина:
«Общероссийский народный фронт провел опрос среди учеников, и 92% ребят заявили о том, что они хотели бы работать или стажироваться еще до того, как им исполнится 18 лет. 41% сказал, что они сделают таким образом более легким процесс вхождения в будущую профессию. 40% сказали, что они смогут таким образом заработать себе карманные деньги, а 6% сказали о том, что они смогут таким образом финансово помогать своим семьям. То есть мы видим стремление реально молодежи действительно заниматься трудом, творческим трудом».
11:06
Депутат ГД Любовь Духанина:
«Я считаю, что творческий труд является основой системы воспитания молодого человека. Стремление создавать, стремление быть полезным — это самое главное. Ведь мы говорим, что главное в системе образования — воспитать человеческое в человеке. И в этом смысле выстраивается стройная система. И мы четко понимаем, что нам делать и какие условия создавать в период „школьной семьи“».
11:06
Депутат Госдумы Любовь Духанина:
«Работодатели просят упростить прием несовершеннолетних на работу. Например, сегодня законодательство говорит о том, что при приеме несовершеннолетнего на работу необходимо, чтобы он прошел полное медицинское обследование. И за это обследование работодатель должен заплатить. Работодатели беспокоятся за то, что проведение этого медицинского осмотра у ребят отнимает месяц-полтора от летнего периода времени. Поэтому сейчас вбросили на обсуждение такую идею, что, может быть, разрешить использовать результаты проведенной диспансеризации».
11:06
Депутат ГД Любовь Духанина:
«Вернуться хотела к ситуации „Трудовая деятельность внутри образовательного процесса“. На сегодня эта тема всплывает в СМИ как негативное явление в российском образовании. Я такую точку не поддерживаю, я считаю, что человек не может развиваться, если он не действует, если он не трудится, если он не нарабатывает определенных навыков в деятельности. И это точно нельзя считать насилием над ребенком».
11:06
Депутат Госдумы Любовь Духанина:
«Нам нужно искать формулировки… Например, одна из таких формулировок: разрешить все виды деятельности школьнику, кроме тех, которые определены должностными инструкциями работников образовательной организации. Потому что пресса все время начинает говорить о том, что детей будут заставлять мыть полы вместо уборщиц или еще что-то. Изучая международный опыт, могу сказать, что в Японии дети спокойно моют полы, моют туалеты. И вообще трудовое воспитание является частью культуры страны, общей культуры».
11:06
11:07
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ:
«Последние исследования показали, что наше начальное образование занимает первое место в мире. С другой стороны, психологи говорят о крайне тревожной ситуации с детьми. Например, в 90-х годах более половины подростков были настроены альтруистически. По последним данным, таких детей меньше двадцати процентов».
Напомним, школы России участвуют в исследовании PIRS с 2001 года. Результаты исследований в 2006, 2011 и 2016 годах демонстрируют мировое лидерство начальной школы.
11:07
11:11
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ:
«Во всем мире образование само себя не обеспечивает. Если верить исследованиям Высшей школы экономики (ВШЭ), сейчас финансирования недостаточно для нормального функционирования школ. Особено остро это испытывает сельская школа».
11:15
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ:
«В 2016 году проводились исследования, которые показали, что майские указы президента, как минимум только на селе, не исполняются. При том, что нагрузка учителя постоянно растет. Получается, что рабочая неделя составляет примерно 60 часов. В итоге учителю не хватает времени или жить или полноценно работать».
Напомним, в 2017 г. на майском совещании с кабинетом министров Владимир Путин поднял вопрос повышения заработной платы бюджетникам.
«В целом заявленные обязательства исполняются. Однако в некоторых субъектах РФ с этим возникают трудности», — сказал президент.
Согласно указу, с 2012 года оклад учителей должен был достигнуть размеров среднего оклада по региону.
11:15
Ведущий чтений Алексей Кушнир: трудовое воспитание должно иметь законодательную базу.
11:16
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ:
«Все учебно-воспитательные отношения неправильно регулировать законодательно. Они межличностные и зарегулировать их не получится. Если бы так работали Макаренко или Сухомлинский, они были бы обречены. Потому что отношения между учителем и учеником не формальны».
Напомним, Антон Макаренко отводил труду главную роль в воспитательном процессе. Макаренко принадлежат слова о том, что труд в воспитательной работе должен быть одним из основных элементов. Говоря о труде, педагог всегда обращал пристальное внимание на то, что труд должен быть коллективным, в рамках которого ребенку должно выделяться одно дело. Нести за него ответственность ребенок должен на протяжении месяцев и даже лет. И самое главное — коллективный труд должен иметь радостные, желанные и ценные перспективы. Говорить без всего этого о труде Макаренко отказывался.
11:16
11:16
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ:
«Идея трудового воспитания появляется у социалистов-утопистов, потом у марксистов, которые решили соединить ее с реальным производством. Эту идею развил Антон Семенович Макаренко. И он уже тогда имел серьезные проблемы с бюрократией. Я разделяю его идею о том, что трудовое воспитание не может сводиться к элементарным обязанностям — вытирать мел, убирать за собой. Хотя и это тоже важно, но надо соединять трудовое воспитание с реальным производством.
Был пример на селе, когда учитель реализовал модель Макаренко с трудовым воспитанием. Но вмешалась прокуратура и данный опыт был прекращен. Это пример бюрократических проблем и того, как трактуется соответствующее законодательство».
11:48
Ситников Валерий Леонидович, доктор психологических наук, профессор:
«Хотелось бы, чтобы идеи Макаренко были не просто не забыты, а обрели вторую полноценную жизнь и разошлись по стране, чтобы о них знали не меньше, чем в Германии, Японии, Югославии, разрушенной теперь, правда.
Я думаю, что это немало зависит от нас. Спасибо организаторам. Всем нам удачи, а главное удачи нашей стране. Чуть больше месяца назад президент сказал, что нам надо вернуться к идеям коллективизма, а еще в 2015 году было создано Российское движение школьников, но опять же всё пошло бюрократическим путем. Нужно, чтобы поменьше было бюрократизма».
11:48
11:59
Сергей Авдеев, космонавт, Герой России:
«Есть другие форумы, здорово распиаренные — Гайдаровские, Московские, где стоит не одна камера, не один микрофон и не такого размера столик.
О чем эти форумы? Это цифра, это математика....
На что работают эти экономические [форумы], вот в Давосе некий форум, [они] работают на ближайшую перспективу, пятилеточку, срок выборный.
На что работает этот [форум]? И можно ли творчество воткнуть в эту цифру, откуда эта берется бюрократия? Она берется от того, что некоторому конкретному живому человеку надо нарисовать ту или иную цифру и заткнуть ее вот туда.
Насколько правомерно говорить в этих цифровых, математических категориях о том, чем занимаетесь вы?»
12:30
Ведущий чтений Алексей Кушнир: «У Макаренко никогда не было ни малейшего подозрения, что коллектив может сформироваться в процессе учебы. Это не макаренковское понятие и понимание. Макаренко четко понимал, что коллектив можно сформировать только на основе производства».
12:31
12:35
Алексей Кушнир, кандидат психологических наук:
«В качестве критерия эффективности работы образовательной машине нельзя использовать баллы. Но школа отчитываться должна одним параметром — качеством человеческого капитала. Мы предложили, не сами придумали, это идет от американских экономистов. Человеческий капитал — это способность человека приносить пользу. А при чем здесь Макаренко? Макаренко предвосхитил теорию человеческого капитала. И создал машину, которая создает человеческий капитал».
12:38
Организатор Национального бизнес-инкубатора Сергей Конин:
«Карл Маркс в своей работе „Размышления юноши при выборе профессии“ написал, что „труд должен быть игрой творческих и интеллектуальных сил человека“. То есть сначала мы изнуряемся трудом, а потом, когда научились, мы наслаждаемся трудом. Это самое главное, что на мой взгляд, надо прививать детям».
12:45
Организатор Национального бизнес-инкубатора Сергей Конин:
«4000 выпускников (коммун Макаренко — прим. ИА Красная Весна), вы знаете, какие это были выпускники, и ни одного рецидива не было. А сегодня тюрьма штампует 90% рецидивов».
12:52
скрыт
Организатор Национального бизнес-инкубатора Сергей Конин:
«На мой взгляд, все направление воспитания будущего воспитания наших детей, будущих лидеров экономики, политики, должно быть направлено на формирование „зеленой“ экономики. Поэтому мы должны заниматься „зелеными технологиями“. Сегодня экология, благодаря инновациям, стала рентабельной, стала прибыльной. 20 с лишним процентов жителей мегаполиса уже ориентированы, это тренд уже, на экологический образ жизни».
13:01
скрыт
Организатор Национального бизнес-инкубатора Сергей Конин:
«Этот год мы посвящаем деревне. Она почему никому не нужна стала? Она генерирует вчерашний день. Сегодня деревня должна производить рекреацию, то есть отдых для людей. Она должна стать гостеприимной. А сегодня приедете в деревню: ни вывесок, ничего вы не найдете. Какие гостевые дома? А если есть, то не соответствуют стандартам».
13:04
Татьяна Кораблёва, доцент, кандидат философских наук: Макаренко был простой учитель, но вел себя как социальный реформатор. Педагогика Макаренко — это педагогика здравого смысла и созидания высоких человеческих отношений.
«Современные ФГОСы требуют, чтобы у нас было проектное мышление. Самое важное, чтобы мы выпускали не просто выпускников, особенно педвузов, а выпускали творческие команды с проектами. Это будущее, туда идет мир, как мне кажется».
14:18
Доктор психологических наук Валерий Ситников:
«Еще в детстве Макаренко понял, что есть два разных труда. Есть труд рабский, который создает у него ощущение неполноценности. И есть труд — забота, который формирует человека. Почему он формирует — именно труд-забота? Потому что даже ребенку важно, чтобы его признали как самостоятельного человека. Ему хочется, чтобы его хвалили, чтобы доверяли. А за что хвалят? Ребенок не любую похвалу воспринимает как законную, закономерную. Его возвышает только та похвала, которую он оценивает как действительно объективную. А что он оценивает объективно? Когда он может сам себе сказать „спасибо“ за то, что он сделал доброе дело».
14:28
Доктор психологических наук Валерий Ситников:
«Макаренко понял, что именно коллектив и именно труд, а не учеба, наиболее эффективно помогает сформировать личность нового человека — еще до того, как он пришел в колонию».
14:39
Доктор психологических наук Валерий Ситников:
«Коллектив обеспечивает параллельное с педагогическим воздействие на ребят, изнутри. Ребята гораздо более успешно, эффективно воспитываются, если можно так сказать, когда им не назидают, а когда они сами включены в эту деятельность со своими сверстниками, старшими или младшими».
14:45
Выступает кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, научный сотрудник исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» Сергей Аксенов.
15:46
С 2007 по 2017 год группой исследователей, которую представляет Аксенов, издано 9 томов, в которых труды А. С. Макаренко, научные и художественные произведения, рассматриваются в контексте педагогики и социального окружения его времени, в контексте исторических событий и в связи с другими науками. Документы сопровождаются научными комментариями сотрудников лаборатории, комментарии постоянно обновляются.
В планах — сделать новый сборник в помощь людям, начинающим изучение наследия А. С. Макаренко, в том числе справочный однотомник для студентов.
14:58
Владимир Морозов, кандидат педагогических наук:
«Макаренко говорит, что на первых порах ему понадобились две вещи — немедленный анализ и немедленное действие. Это позволило педагогу построить то, что мы называем педагогической логикой. Логика анализа плюс логика педагогического действия».
15:41
15:02
Владимир Морозов, кандидат педагогических наук:
«Пик интереса к Макаренко был где-то в послевоенное время — на уровне мировой практики. Потому что ситуация, которая возникла в мире, очень похожа с той, с чем столкнулся Антон Семенович в 20-е годы: голод, разруха, дети, их много, и что с ними делать никто толком не знал тоже, и вот, в 50-м году крупнейший немецкий ученый, держа в руках «Педагогическую поэму», Герман Нооль, скажет: „Я завидую русскому народу, имеющему такое богатство“. Он, конечно, даст высокую оценку этой книге, [скажет], что „мы будем не раз возвращаться к этой книжке“. И еще. Здесь же он действительно скажет о Макаренко как о великом явлении в мировой педагогике».
15:14
Владимир Морозов, кандидат педагогических наук:
«Еще одна важная деталь. [В послевоенные годы люди поняли], что можно решать проблемы экономические и социальные на определенных педагогических началах. И эти начала они увидели у Макаренко. И неслучайно тиражи книг Макаренко стали зашкаливать за миллион. В 60-м году книги издавались уже на 24 языках народов мира. Вот такое было признание. Конечно, в Советском Союзе это видели, знали, понимали и создавали свой образ Макаренко — выдающегося советского педагога.
Мы хотим, чтобы Макаренко был очень полезен сегодня, и это очень ценностно». Владимир Морозов сообщил о том, что работает над книгой под рабочим названием «Макаренкознание — прикладной контекст», поскольку считает, что «очень важно найти инструментарий, который помогал бы решать сегодняшние проблемы образования».
15:25
Алексей Кушнир, кандидат психологических наук:
«У нас, обратите внимание, механизмы самоорганизации заблокированы на всех уровнях. Если вы не принадлежите к определенной системе, то ваши идеи всегда будут оказываться маргинальными, никому не нужными. С одной стороны, ситуации переходного периода, кризиса — это, наверное, хорошо. С другой стороны, если это затягивается на 20 лет, то практически все пассионарии уходят в тень. И самоорганизация, саморазвитие перестает существовать как феномен. И это надо восстанавливать, либо это взрывается. Лично мне хватило Болотной площади и фанатов футбольных. Это скотство какое-то, как ведут себя футбольные фанаты, раскачивая электричку, что она чуть с рельс не сходит. Это всё дети, которые вполне благополучные. Это дети, которые из наших рук выходят, в жизнь. И все мы можем что-нибудь огрести, эта молодежь скоро подрастет. Что такое патриотичный бездельник? Человек, которому нечем заняться, но он очень патриотичный. И мы все знаем, кого он будет гонять, где и как».
15:39
Алексей Кушнир, кандидат психологических наук:
«В рамках дискуссионной программы я формулирую проблему: „Можно ли включить в число важнейших критериев образованности, воспитанности, обученности, критерий, который называется «способность приносить пользу»“? В моем понимании, человек способный приносить пользу — это человек, способный к служению. Человек, способный к служению, бездуховным, аморальным быть не может. Тогда мне не надо огромное количество слов про нравственность произнести. Потому что человек, способный принести пользу, он по определению нравственен».
15:51
Трансляция завершена. Участники конференции отправились на митинг памяти Макаренко.