Мой дед видел гибель Чапаева — семейное предание Астраханского митрополита
Мой дед был свидетелем гибели легендарного комдива Василия Чапаева, сообщил митрополит Астраханский и Камызякский Никон 11 декабря в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
«Мой дед, Сергей Прокофьевич Ярославцев, участвовал в Гражданской, служил в дивизии легендарного Чапаева. Прошел Великую Отечественную войну, умер в 70-х годах. После Гражданской войны жил в Николаевском районе Ульяновской области», — сообщил архипастырь.
«Дед упоминал, что он был свидетелем смерти Чапаева. Они вместе отступали из Лбищенска на лошадях, доскакали до реки Урал. Оборонялись, и в какой-то момент деда контузило и засыпало землей. Жив остался только благодаря этому, позже его откопали», — рассказал митрополит Никон.
«Как конкретно погиб Василий Чапаев, к сожалению, неизвестно. Раньше лишнего говорить боялись, и спрашивать тоже особо не решались. Подробностей очень мало. Дед был простым человеком, молчаливым, работал в колхозе. О боевых действиях он особо не распространялся, только по ночам „воевал“. Мы, дети, боялись этого. Подробностей гибели комдива дед нам не оставил», — добавил глава Астраханской митрополии РПЦ.
Напомним, Василий Чапаев погиб 5 сентября 1919 года в ходе рейда белоказаков в районе Лбищенска, ныне с. Чапаев Акжаикского р-на Западно-Казахстанской области Республики Казахстан. Существуют разные версии его гибели, однако останки так и не были найдены.
Читайте также: В Казахстане спустя столетие заброшен памятник на месте гибели В.И. Чапаева
В Российском государственном военном архиве хранится выписка из доклада по прямому проводу о гибели В. И. Чапаева врид военкома 25 дивизии М. П. Сысойкина члену Реввоенсовета 4-й армии И. Ф. Сундукову от 6 сентября 1919 г. (фрагмент):
«И. Ф. Сундуков: Товарищ Чапаев, видимо, был сначала легко ранен в руку и при общем отступлении на бухарскую сторону пытался тоже переплыть Урал, но еще не успел войти в воду, как случайной пулей был убит в затылок и упал у самой воды, где и остался. Таким образом, мы теперь имеем также данные о безвременной гибели вождя 25–й дивизии. Работники политотдела тоже сражались, все вместе, и, вероятно, почти полностью погибли, кроме некоторых второстепенных, попавших в плен. Вот, собственно, все, что я могу вам сказать».
«М. П. Сысойкин: Относительно Чапаева это правильно, такие показания давал казак жителям форпоста Кожехаровский, последние передали мне. Но на берегу Урала трупов валялось много, товарища Чапаева не было. Он был убит на середине Урала и утонул.... Политические сотрудники в большинстве расстреляны, товарищ Батурин (комиссар дивизии, сменивший Дмитрия Фурманова, автора романа „Чапаев“ 1923 г. — прим. ИА Красная Весна) расстрелян».