В Якутске состоялась пресс-конференция «Почему вымерли мамонты»
Впервые про уникальные доказательства новейшей теории вымирания мамонтовой фауны рассказал на пресс-конференции участник экспедиции «Почему вымерли мамонты» геоботаник, доктор биологических наук, профессор ТГУ, главный научный сотрудник ЦСБС СО РАН Николай Лащинский, 23 сентября сообщает Якутское-Саха Информационное Агентство.
По словам Николая Лащинского, растения, которыми питались мамонты, на зиму засыхали на корню, представляя из себя вполне доступное сено, которое как раз и подкармливало эти огромные стада. Поскольку мамонтам требуется много еды, они постоянно передвигались, чтобы добыть себе корм. Когда земля начала уходить под воду, скорее всего, они просто ушли под воду (утонули), пока двигались по привычному маршруту.
Отметим, в Якутии снимают документальный фильм о новой научной теории вымирания мамонтов «Почему вымерли мамонты». Съемки прошли с конца августа по сентябрь в сложной и неизученной для исследователей точке — в дельте реки Лены в Тикси. Картина выйдет в 2025 году.
Напомним, мировой центр прорывных научных исследований мамонтовой фауны планируют открыть в Якутске. Концепцию Всемирного центра мамонта представили на заседании совета по науке, высшему образованию и научно-технологической политике, сообщили в администрации главы и правительства Якутии.
Уточняется, что в составе нового научного центра предлагается организовать криохранилище, научно-лабораторный корпус, научно-исследовательский полигон «Парк ледникового периода», станции мониторинга, музейно-производственный комплекс. Его создание в Якутске обусловлено природно-климатическими условиями региона — более 90% палеонтологических находок мамонтовой фауны в мире приходится на Якутию.
Вадим Воробьёв 02:18 27.09.24
Спор, почему вымерли мамонты, как и - почему несравненно раньше - динозавры, ведётся долгие годы, собственно, всё время, пока существует современная наука 19, 20 и текущих времён. Сюда можно добавить спор о тунгусском метеорите и некоторые другие более частные моменты. Спор о мамонтах, действительно, важен, потому что тема сливается со становлением человека, и отсюда ещё более интересна. Думаю, при возможной комбинации разных причин, как это часто бывает у крупных явлений или событий, или добавлении дополнительных причин к основной, ключевая причина, всё же, достаточно очевидна. Это - промысловая деятельность древнего человека. Мамонт давал столько много еды, строительного материала (костей), оружейного и орудийного материала (бивней), а также шкур и прочего, что охота на него была ни с чем не сравнимой обязательной необходимостью. Академик Борис Рыбаков, тридцатилетний глава советской археологии в её золотой век пишет об этой охоте в своём "Язычестве древних славян": "Эти героические действия охотников повторялись неисчислимое количество раз на протяжении многих тысячелетий и должны были бы как-то запечатлеться в памяти людей. В чистом виде такого сюжета в сказках, разумеется, нет. Но есть несколько загадочных и в то же время устойчивых сюжетов и деталей, которые требуют особого внимания". Академик описывает распространённый сюжет "бой на калиновом мосту", заявляя: "Он описан исследователями многократно, но ни разу не было обращено внимание на поразительную нелогичность: мост, по которому пойдет массивное мифическое чудовище, изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника, абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать что-либо, но не строить из них. Чудовище иногда находится под этим калиновым мостом. У этого декоративного моста близ огненной реки происходит встреча и бой героя с чудовищем, у которого нет единого наименования: его называют то Чудом-Юдом, то Змеем, то заимствованным из былин Идолищем. Когда оно приближается к месту своей гибели, то «гром гремит, земля дрожит». Крылатость Змея, как доказал В. Я. Пропп, является позднейшим наслоением. «Змей, – пишет исследователь, – есть механическое соединение из нескольких животных». «Связь Змея с огнем – постоянная черта его». Чудовище всегда многоглаво. Нередко сказка упоминает хоботы, а самого Змея называет «хоботистым». «Змий о 12 головах и 12 хоботах; ногами топат… зубами скрехчет». Чудо-Юдо своих противников не кусает, не когтит, а «вбивает в землю» или бьёт хоботом («жогнул своим хоботом»). Самого его убивают (помимо стандартного сказочного меча) стрелами, копьями и раскаленными камнями, которые помощники героя бросают ему в пасть; часто герой распарывает брюхо чудищу". Академик Рыбаков подытоживает признаки чудища:
"1. Чудище огромно и непомерно сильно. Оно не крылато.
2. Оно «хоботисто» или у него несколько голов на длинных шеях.
3. Схватка с чудищем происходит у калинового моста; иногда чудище бывает прикрыто этим мостом.
4. Обязательной чертой схватки с чудищем является огонь (огненная река); иногда чудище само извергает огонь.
5. Своих противников чудище «вбивает в землю».
Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины). Длинношерстные мамонты, прорываясь сквозь «огненную реку», могли и сами быть носителями огня. Охотники, загнавшие мамонтов в яму, должны были окончательно одолеть их, распарывая чрево, пронзая копьями, забрасывая камнями. Мамонты же хватали охотников хоботами и, вероятно, действительно «вбивали в землю»". Рыбаков указывает, что последних мамонтов в Восточной Европе от 19 века отделяет 12 000 лет (240 поколений людей), а в Сибири - 7500 лет (150 поколений). Академик продолжает: "Конечно, за те 240 поколений, когда рассказ велся уже о прошлом, не подкреплялся свежими впечатлениями и превратился в чудесную сказку с фантастическими (для слушателей) персонажами, многое забылось, перепуталось, смешалось с другими, новыми образами, но то, что, несмотря на вполне естественную путаницу, в сказках удается всё же выделить несколько устойчивых элементов, ведущих нас к палеолитической охоте, является очень интересным". Рыбаков указывает на установленную ранее другими исследователями повсеместность описываемого сюжета, его широкое проникновение в разные сказки (более, чем в 20 сюжетов) и отсутствие отдельной сказки, посвящённой только бою с чудовищем. Академик завершает: "Из этого становится ясно, что пришедший из другой эпохи красочно описанный бой с хоботистым Змеем оказался таким самостоятельным, своеобразным и впечатляющим эпизодом, который не могли, не хотели забыть. Он не был законченной сказкой (потому что возник в досказочный период), но титаничностью своих образов и героичностью ситуации импонировал рассказчикам, и они вплетали его всюду, расцвечивая им более бледные сюжеты позднейших эпох, видоизменяли, осмысливали неясное, дополняли. Позднее, когда южные кочевники начали нападать на оседлых земледельцев, чудище-мамонт все более принимало черты символического огненного Змея, часто верхом на коне (Змей на коне!), олицетворявшего внезапно нападавшего внешнего врага". Следует отметить невероятную яркость этого открытия Бориса Рыбакова и поучительную для анализа образов и культуры причудливую историю того, как из картины загоняемого мамонта сложился образ Змея Горыныча, дракона, вообще.