Хочется верить, что «несвоевременный» юбилей советского классика останется немым укором всем, кто подменяет Горького Солженицыным, религиозную веру в Человека — апологетикой низа, а революционную страсть — номенклатурными деньгами

Как в России юбилей Горького «праздновали»: обзор блогосферы

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Максим Горький
Максим Горький

На днях, 28 марта 2018 года, по России тихо прошелестело 150-летие со дня рождения Максима Горького — великого пролетарского писателя и классика советской литературы. Официальные власти, наряду с ключевыми СМИ, постарались как могли замолчать это «несвоевременное» событие. Юбилей не вызвал большого резонанса и среди рядовых пользователей Интернета. Отблески страшного кемеровского пожара, увы, тоже затмили эту памятную дату. Однако несколько блогеров — каждый сквозь призму собственных идеалов и интересов — нарушили негласный заговор молчания. ИА Красная Весна представляет обзор блогов о Горьком в связи с годовщиной его рождения.

Горький в тени Солженицына: посмертный упрек пролетарского писателя криминально-буржуазной элите

Оппозиционные левые блогеры в основном критиковали официоз за отсутствие памятных мероприятий в честь классика. Так, например, блогер burkina-new (Владимир Стечкин) осудил «правящий режим РФ» за невнимание к юбилею великого писателя. Автор считает, что «путинские грозилки в адрес Запада» останутся лишь «грозилками», пока вместо Горького на культурном пьедестале будет красоваться Солженицын, который призывал «США уничтожить нашу Родину — Советский Союз» (фрагмент из романа «Архипелаг ГуЛАГ», где один из зэков говорит надзирателю: «Будет на вас Трумен! Бросят вам атомную бомбу на голову!» — прим. ИА Красная Весна). Пока же вместо того, чтобы реабилитировать великого пролетарского писателя, власти «напряженно готовятся к 100-летию Солженицына», которое по горькой иронии судьбы тоже пришлось на 2018 год.

Всё тот же Стечкин опубликовал в своем ЖЖ заметку Станислава Сливко («Почему Горький неудобен современной элите?»). В ней автор анализирует, в чем причины заговора молчания вокруг памятной даты. По мнению публициста, руководству нашей страны пришлось бы «смотреться в зеркало горьковских „Заметок о мещанстве“», скажи оно с высоких трибун хоть слово правды о великом писателе. Нашу элиту, пишет Сливко, обязывает к лицемерию логика «тихой, медленной, ползучей „декоммунизации“ и „десоветизации“». Автор подкрепил свои рассуждения хлесткой метафорой, сравнив наших высокопоставленных десоветизаторов с Ужом из горьковской «Песни о Соколе».

Кроме того, Горький нещадно обличал и показывал «без прикрас» жизнь «России, которую мы потеряли» (дореволюционной России — прим. ИА Красная Весна). А ведь именно на этот сомнительный идеал, по мнению Сливко, до сих пор держат равнение наши власть имущие. Тем не менее автор уверен, что «у всей остальной России» есть «потребность в Горьком», как бы власть ни упражнялась в замалчивании неудобного имени.

Схожего мнения придерживается постоянный автор патриотического ресурса cont.ws Андрей Соколов. Если советские начетчики могли и запрещать отдельные произведения Горького — например, знаменитые «Несвоевременные мысли» (критические очерки 1918 года о Ленине и Великой Октябрьской социалистической революции — прим. ИА Красная Весна), то сегодня «несвоевременным» оказалось всё творчество классика целиком, считает блогер.

Соколов предвидел, что наша элита обойдет стороной юбилей писателя точно так же, как «обходила день стороной», пока не стала помогать сыну-революционеру, Пелагея Ниловна из горьковского романа «Мать». «Нынче юбилей М. Горького, скорее всего, пройдёт в России малозаметно и тихо — его, по желанию власть имущих, должен перекрыть помпезный юбилей Солженицына», — дал он свой прогноз. Однако блогер надеется, что правда о советском классике всё равно взломает асфальт официальной пропаганды. Первым ростком, пробившимся на свет Божий, он считает название «Буревестник» для «новейшей российской крылатой ракеты с ядерным двигателем» — именно такой вариант победил в открытом интернет-конкурсе Министерства обороны.

Горький глазами «правдорубцев»: «фрондирующий интеллигент», художник низа и беспринципный приспособленец

Однако иные блогеры не придумали ничего лучше, как пройтись в канун юбилея по слабостям и недостаткам Горького — не столько реальным, сколько выдуманным. В частности, популярный левый публицист «Товарищ Краснов», отвечая в своем видеоблоге на вопрос подписчика, популярно пересказал биографию классика с акцентом на спорных и даже неприглядных моментах его жизни.

Из «красновской» тирады следовало, что Горький не так уж и бедствовал, прежде чем прославиться и выбиться в люди, а как только выбился, связался с «деньгами мутного происхождения». Во всяком случае, «Товарищу Краснову» сразу напросилась «мысль о каких-то там отмывах и каналах по спонсированию большевиков». В целом же блогер охарактеризовал Горького образца 1905–1917 годов как «русского интеллигента, который фрондирует» и «сам не понимает, чего хочет» — точь-в-точь как советский диссидент или теперешний «борец с [путинским] режимом».

Заново обрести веру в революционный идеал, которая пошатнулась после Октября, писателю, по версии «товарища Краснова», тоже «помогли» деньги. «Потом, после смерти Ленина, товарищ Сталин Горького просто банально купил», — продолжает срывать покровы блогер. Сделать же это было нетрудно, даром что Горький сам якобы был рад продаться, «став абсолютно сервильным слугой советской власти» после своего окончательного возвращения в СССР из эмиграции в 1933 году.

От возможных упреков в очернительстве классика «Товарищ Краснов» отговорился фразой о Горьком как об «одном из самых талантливых русских писателей XX века», предложив отделить талант от характера. «Человек весьма неприятный и откровенно мерзкий может при этом быть талантливым писателем, композитором или еще кем угодно», — заявил блогер.

Взаправду ли «Товарищ Краснов» числит Горького «мерзким человеком», осталось без уточнения. Зато он настолько уверен, что классик «очень не любил рабочих и крестьян, а любил „босяков“», словно между автором и лирическим героем рассказа «Челкаш» нет никакой разницы. Неизвестно, как такое представление о великом пролетарском писателе соотносится с просоветскими взглядами, которыми бравирует сей блогер. Показательно, что этот доморощенный «горьковед» разобрал писателя по косточкам, зато не сказал ничего о самом творчестве Горького, по сути проигнорировав вопрос слушателя.

Внесла свою «ложку дегтя» и блогер eshka-43 (Зоя Яременко). По ее мнению, писатель начал за здравие, а кончил за упокой. Богостроительские устремления и послереволюционный гуманизм сменились приспособленчеством «блудного сына», который, вернувшись из Европы в родные пенаты, якобы стал «инструментом легитимации» советской власти, проще говоря — стал ее лакейски обслуживать.

Бога же, по мнению Яременко, Горький «в человеке не вырастил», да и нового человека на смену своим «бывшим людям» не придумал. А всё потому, что он, как ей кажется, обращался исключительно «к низам» и упивался «опытом разрушения», по ту сторону которого уже не открывалось никакой созидательной новизны. Сразу хочется спросить — в каких таких низинах реял горьковский буревестник и к разрушению чего, кроме общенародной тюрьмы царизма, призывал Павел Власов из романа «Мать»?

Однако по части «правдорубства» всех перещеголяла блогер marussia (она же — писательница Маруся Климова). Вместо того чтобы почтить память классика, она решила вывалить на читателей свои свежеприобретенные познания о том, как Горький якобы «манипулировал людьми, не брезговал никакими средствами для достижения своих корыстных целей, цинично игнорировал страдания детей и политзаключенных».

«Говорят, Горький не настоящий...»

Нашлись и те, кто попытался выявить в Горьком сугубо «интеллигентское» начало в противовес пролетарскому и народному естеству. Так, например, блогер tareeva (Энгелина Тареева) — филолог по образованию и активист партии «Яблоко» — поставила себе задачу «отделить реального Горького от того Горького, которому нас учили в школе, которого создало советское литературоведение и главным образом советская пропаганда».

В частности, Тареева противопоставила каноничного Горького-марксиста малоизвестному Горькому-ницшеанцу, забыв о синтезе обеих ипостасей, без коего одному из горьковских героев было «невозможно жить» даже на пороге смерти. По ее мнению, Горького сложно себе представить за чтением «Капитала» — настолько это должно быть «прозаично и попросту скучно» после ницшеанских пропастей и бездн, в которые по молодости так любил вглядываться будущий классик.

Не забыла филолог и о той кошке, которая пробежала между Лениным и Горьким в годы военного коммунизма. Алексей Максимович, дескать, был «ушиблен жестокостью революции», тогда как Владимиру Ильичу она, видимо, была нипочем. При том что в ленинском идеале, напомним, тоже не было «места насилию над людьми» — просто вождь мирового пролетариата, будучи сугубым практиком, мог измерить расстояние до этого идеала точнее, чем это подвластно художникам с их опережающей интуицией.

Тареева благодарна Горькому и за то, что он «пытался спасать представителей интеллигенции не только от репрессий, но также и от таких последствий революции, как голод и разруха». Что же до отношений писателя с простым народом, откуда Горький сам когда-то выбился, то они остались за скобками.

Заключение

Известные патриотические блогеры если и упомянули о горьковском юбилее, то вскользь и невзначай. Так, например, Мирослава Бердник — пророссийский блогер с Украины — ограничилась ссылкой на непреходящее величие советского классика и справкой о том, что «ЮНЕСКО объявила юбилей Максима Горького одной из памятных дат в масштабах планеты».

В конечном же счете все остались при своих — патриоты и коммунисты справедливо посетовали на звенящую тишину в день 150-летия Горького, «правдорубцы» поделились очередной порцией дурнопахнущих откровений, а «интеллигентские штучки» (так называется блог Энгелины Тареевой — прим. ИА Красная Весна) вновь причислили пролетарского писателя к чуждому лику. И всё-таки хочется верить, что «несвоевременный» юбилей советского классика останется немым укором всем, кто подменяет Горького Солженицыным, религиозную веру в Человека — апологетикой низа, а революционную страсть — номенклатурными деньгами.