Самарский общественник: монументы белочехам нужны для создания мифа
Чехии нужен миф о героических легионерах чехословацкого корпуса (белочехах) и для этого в Минобороны Чехии готовы переписывать нашу историю, заявил координатор Самарского отделения общественного движения «Суть времени» Сергей Бобров, 25 апреля в интервью ИА Красная Весна.
Корреспондент: В прессе появились комментарии чешских журналистов относительно прекращения финансирования установки памятников чешским легионерам в России. Особенно говорится о Самаре, как городе, где идея установки памятника легионерам встретила наибольшее неприятие. Чехи утверждают, что противники установки «оказывают давление на власти и добиваются своего». Вы, как представитель одного из тех самых «левых движений», которые «проводят протесты», как можете прокомментировать эти высказывания?
Сергей Бобров: Да, мы действительно протестовали против попыток установить у нас в Самаре на центральных улицах монументы в честь легионеров. Движение «Суть времени» активно принимает участие в противодействии этим планам с 2015 года. Тогда нами был проведен экспресс-опрос, который убедил нас в том, что самарцы категорически против установки подобных памятников в нашем городе. 68,8% опрошенных высказались против установки памятника легионерам вообще где бы то ни было в городе.
Нами движет отнюдь не какое-то неприятие чехов или словаков, к которым мы вполне хорошо относимся, а любовь к своей собственной истории, которую мы не намерены переписывать.
Пропагандисты установки памятников белочехам сами заявляют о том, что у россиян-де какая-то не та история, это, мол, выдумки сталинской пропаганды 30-х годов. И зверств легионеры не совершали, и ехали себе спокойно в Чехословакию, никого не трогая, и так далее. С моей точки зрения, как раз подобные утверждения и есть не что иное, как пропаганда.
Кстати, очень хорошо видно, как она ведется. В одной из публикаций со ссылкой на самарского краеведа Александра Завального чехи приводят абсурдный миф о том, что белочехи зимой намеренно замораживали младенцев в роддомах. Наверное, он приведен для того, чтобы оппоненты начали с пеной у рта доказывать, что это так и было.
Но белочехов выбили из Самары 7 октября, так что никого они заморозить не успели. А вот обелисков тем, кого они расстреляли или сожгли, в Самарской области предостаточно.
Памятники белочехам у нас уже давно есть — они установлены на братских могилах их жертв, в дополнительных Самарская область да и вся Россия, не нуждается.
И нам понятно, для чего всё это нужно. В Чехии конструируется государствообразующий миф, в котором легионерам отводится важная роль. На их пример призывают равняться молодых чешских военнослужащих, несущих, так сказать, демократию в другие страны. Они, «горстка легионеров», в течение нескольких лет контролировали Сибирь и Урал и так далее.
Всё это очевидно и даже вполне понятно, — всем нужны герои, хоть какие-нибудь. Но мы-то тут при чем? Зачем в угоду чужому историческому конструированию мы должны крушить свою идентичность?
Из Соглашения о взаимном содержании военных захоронений, к сожалению, сделали инструмент государственной политики в области истории. Это мы считаем недопустимым. Претензии к российской стороне вообще, и к Самарской области в частности, тоже необоснованны. Если нет захоронений, то по Соглашению — нет и надгробных памятных знаков.
Что же касается желания чешской стороны за счет русской истории решить какие-то свои проблемы с идентичностью, то это и дальше будет наталкиваться на наше сопротивление.
Напомним, самарское отделение ОД «Суть времени» провело ряд публичных акций в Самаре и Новокуйбышевске против установки монументов легионерам. Активистами были собраны подписи самарцев под обращениями с требованием не допустить установки памятников интервентам и переданы в ряд инстанций: губернатору Самарской области, министру обороны, представителю президента в ПФО. 5 марта 2018 года очередная петиция, подписанная 1 131 жителем Самары, была передана в администрацию президента.
Напомним также, Чехия отказалась в 2019 году финансировать установку памятников легионерам в России, сославшись на негативное отношение российских властей.