logo
  1. Война с историей
  2. Память о Николае II
Москва, / ИА Красная Весна

Большие успехи в образовании при Николае II — миф

Николай II Романов. Цитата из х∕ф «Агония»
Николай II Романов. Цитата из х∕ф «Агония»
Реж. Элем Климов. 1981. СССР

Рост уровня грамотности в начале ХХ века не является исключительной заслугой Николая II и его правительства, заявил кандидат исторических наук, доцент МГЛУ Владимир Корнеев на заседании круглого стола в Московской городской думе 19 декабря, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

«Связывать рост уровня грамотности в начале ХХ века исключительно с работой Николая II и его правительства не следует», — считает Корнеев.

По мнению Корнеева, Николай II не сделал в области народного просвещения ничего существенного. Прогресс в этой сфере в начале ХХ века был связан с широким движением общественности, с борьбой, которую вел рабочий класс, крестьянство, студенчество. Прорыв же осуществили руководители советского государства.

Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 26 декабря 1919 года, по своему значению для страны стоит наравне с Днем Победы, отмечает историк. А вот в царской России, по утверждению Корнеева, понятие «грамотность» было расплывчатым и официально нигде не было закреплено.

Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 года, количество грамотных людей обоих полов составляло 21,1%. Грамотными считались лица, умеющие только воспроизводить текст, возможно, даже по слогам, а навыки счета и письма учитывались только на флоте и в армии.

По данным советской статистики, уровень грамотности в дореволюционной России составлял 33%. Отмечалось недостаточное количество школ, низкий уровень грамотности среди т. н. инородцев: жителей Кавказа, Средней Азии и других регионов.

По мнению историка, рост ассигнования правительством Министерства народного просвещения и увеличение числа учащихся не соответствовали потребностям России того времени. Кроме того, цифры, свидетельствующие об исключительном росте, требуют проверки.

Всего лишь десятое место по уровню грамотности в 1897 году занимала Россия по сравнению с Германией, Великобританией и другими передовыми европейскими странами. Что, впрочем, неудивительно, поскольку в начале ХХ века Россия тратила на образовательную систему в 25 раз меньше, чем США.

Нельзя аргументировать успехи царской России в области просвещения постоянным ростом грамотности среди призывников, распространяя этот показатель на всю страну, считает Корнеев. Неверно также оценивать общий уровень грамотности по данным жителей отдельных городов, промышленных центров и отдельных районов РИ, как это делается в последнее время.

Кроме того, «современные апологеты самодержавия» фальсифицируют многие события дореволюционной истории, отмечает Корнеев, приводя в пример давно разобранный миф о якобы принятом в 1908 году законе о всеобщем начальном образовании.

Рост показателей в сфере народного просвещения 1863–1914 годов действительно был: число учащихся выросло более чем в 10 раз. Но при этом к 1911 году училась примерно четверть всех детей в империи и наблюдался перекос в сторону начального образования, хотя и тут цифры были неутешительные — в начальную школу ходили 43% детей соответствующего возраста, то есть примерно двое из пяти.

Историки РАН приводят еще более низкие цифры: к концу 1914 года число учащихся начальной школы (от 8 до 11 лет) по всей Российской империи составляло 30%. Процент не закончивших учебные заведения также был очень значительным.

В целом, используя различные данные, можно оценить общий уровень грамотности населения до начала Первой мировой войны в 35 — максимум 40%, подчеркивает историк.

Резюмируя, Корнеев отметил: рост числа учебных заведений в начале ХХ века — исторический факт, но его нельзя приписывать исключительно институту монархии и лично Николаю II. Кроме того, приведенные показатели не могут принципиально изменить представления историков об отсутствии исключительных успехов в области народного просвещения России времен Николая II по сравнению с советским периодом.

Напомним, 19 декабря в Московской городской думе прошел круглый стол «От мрака — к свету, от битвы — к книге, от горя — к счастью», посвященный грядущему 100-летию Декрета Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

Читайте также: Высокая грамотность в Красной Армии принесла ей победу — сотрудник архива