Антимонопольный комитет Узбекистана обязал UzAuto Motors вернуть покупателям автомобилей переплаченные деньги, но UzAuto Motors заявила, что «это невозможно»

Как развивались события в деле UzAuto Motors против клиентов. Часть I

Иероним Босх. Фокусник. Около 1475-1502
Иероним Босх. Фокусник. Около 1475-1502

С 4 марта 2020 года узбекский автопроизводитель UzAuto Motors увеличил стоимость отдельных моделей автомашин на 3−21%. Граждане Узбекистана начали активно жаловаться в соцсетях и в антимонопольный комитет (АМК) Узбекистана на повышение цен на внутреннем рынке. Их возмутило, что автомобили отечественного автопрома в России стоят дешевле, чем в Узбекистане.

АМК, рассмотрев жалобы, заявил, что UzAuto Motors нарушает права потребителей и он готов провести анализ ценообразования. Комитет также попросил министерство инвестиций Узбекистана «рассмотреть вопросы снижения пошлин на ввоз иномарок и упрощения сертификационных процедур».

29 июля депутат Законодательной палаты парламента Узбекистана Расул Кушербаев заявил, что депутаты, члены фракции УзЛиДеП (Либерально-демократической партии Узбекистана), он, Дониёр Ганиев и Нодир Джумаев направили депутатский запрос председателю АМК Нажмиддинходже Шарипову в форме «парламентского контроля» с просьбой изучить деятельность UzAuto Motors на соблюдение закона «О конкуренции». Депутаты предложили комитету изучить ситуацию и изложить свою позицию по корректировке цен на автомобили с учетом покупательской способности населения в Узбекистане.

В этот же день АМК заявил о возбуждении уголовного дела в отношении UzAuto Motors. Комитет заявил, что провел соответствующие проверки и выявил «признаки нарушения требований соответствующей статьи Закона Республики Узбекистан „О конкуренции“ компанией ОАО „UzAuto Motors“».

5 августа 2020 года депутат партии УзЛиДеП Расул Кушербаев сообщил, что в результате проверки автомобильной компании выяснилось о завышении цен на отдельные комплектующие и предоставлении льгот и преференций для одних дилеров и препятствовании началу работы других дилеров. При этом выяснилось, что компания требовала с начинающих дилеров предоплату в 10 млрд сум (73 млн 152 тыс. рублей). Компания UzAuto Motors проводила акции по распродаже автомобилей только через одного дилера — ООО Autosanoat Invest, учредителем которого она и является. Автопроизводитель при этом заявил, что не признает за собой нарушений.

19 августа АМК обязал UzAuto Motors вернуть покупателям автомобилей переплаченные деньги, так как в ходе расследования были выявлены ряд нарушений — повышение розничной цены в среднем на 10,29% и злоупотребление своим монопольным положением.

АМК указывал, что разницу в цене должны вернуть на купленные автомобили Spark модификации LS M/T и LT A/T, Nexia 3 модификации LT M/T и LTZ A/T, Cobalt модификации LT M/T и LTZ A/T, Gentra модификации SX M/T, SX M/T CNG и CDX A/T. Также предписано было вернуть разницу в деньгах на автомобиль Damas модификации DLX, VAN и на модификацию Labo.

21 августа Кушербаев сообщил о направлении в генеральную прокуратуру депутатского запроса с требованием проверить деятельность UzAutoMotors. Депутаты попросили прокуратуру дать правовую оценку действиям компании и в случае необходимости принять соответствующие меры в рамках своих полномочий.

В этот же день Кушербаев сообщил, что UzAuto Motors обжаловала в суде решение антимонопольного комитета Узбекистана. Компания UzAuto Motors отказалась возвращать клиентам деньги, заявив, что «это невозможно», и 21 сентября подала апелляцию в суд. Суд был назначен на 2 октября 2020 года.

2 октября в Ташкентском суде по административным делам началось рассмотрение дела автомобильной компании UzAuto Motors и антимонопольного комитета Узбекистана. Компания UzAuto Motors ходатайствовала о проведении дела в закрытом порядке.

Суд потребовал представить документы, требующие засекречивания, которые могли бы относиться к государственной тайне. В виду того, что материалы не были предоставлены, суд отказал UzAuto Motors в ходатайстве.

Представитель UzAuto Motors в своем выступлении заявил, что АМК не должен был ссылаться на постановление кабинета министров Узбекистана № 239 от 28 октября 2010 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)». Компания считает, что АМК следовало опираться на правительственное постановление № 249 от 30 марта 2018 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию антимонопольного регулирования на товарных рынках», из которого выходит, что согласование цен на товары входит в полномочия Наблюдательного совета компании.

Также представитель компании заявил, что специальная комиссия комитета, проводящая расследование, нарушила закон, не выполнив просьбу о переносе слушания, заявив, что права автокомпании в предоставлении письменных заявлений и доказательств в суде были ограничены.

Суд, выслушав обе стороны, перенес судебное заседание на 9 октября.

8 октября компания заявила, что не согласна с выводами АМК, в частности с фактом избыточного завышения со стороны UzAuto Motors цен на свою продукцию в среднем на 10,29% и продажей с марта 254 тыс. автомобилей на сумму 942,9 миллиарда сум (6 млрд 897 млн 502 тыс. рублей). АМК не учел, что 131 тыс. автомашин были поставлены по договорам, заключенным до 4 марта, то есть по старым ценам, что снижает сумму претензий практически вдвое.

Компания также не согласна с заявлением АМК о том, что в себестоимость автомашин необоснованно заложена сумма заработной платы и приравненных платежей в размере 244,8 миллиарда сум (1 млрд 790 млн 760 тыс. рублей). UzAuto Motors заявляет, что комиссия не учла плановую потребность в расширении штата на увеличенный объем производства 2020 года, расходы на выплаты премий персоналу по программе KPI, расходы по оплате труда вновь созданных подразделений системы Trade In, что вошло в стоимость автомобиля.

Она также не согласна с выводами АМК по статье «Расходы на рекламу и прочие расходы», где вместо 76,8 тыс. сум (574,97 рублей) заложены 1,1 млн сум (8 тыс. 046 рублей). UzAuto Motors заявляет, что в эту статью вошли прочие расходы, такие как траты на развитие и улучшение системы логистики, амортизацию планируемой к приобретению техники, заработную плату водителей, арендную плату складских помещений и другие подобные расходы.

На претензию АМК в том, что при наличии торговой сети из 89 дилеров целых 45% автомобилей проданы покупателям посредством всего 8 дилеров, компания заявляет, что это действие здоровой конкуренции. UzAuto Motors не распределяет продукцию среди дилеров, так как все продажи идут через электронную систему контрактации UzAvtoSavdo. Клиент сам выбирает, в каком именно дилерском центре он хочет купить автомобиль. Такой же порядок действует и в отношении моделей экспортной комплектации, реализуемых на внутреннем рынке, заявила компания.

Продолжение следует