Похоже, насаждатели солженицынства готовятся нынче установить памятные знаки буквально везде, где их кумир хоть раз побывал, выступил или чихнул

Солженицынство в зеркале «типичного» Обнинска

Пикет движения «Суть времени» против установки памятника Солженицыну в Москве. 5 июня 2018 года, Обнинск
Пикет движения «Суть времени» против установки памятника Солженицыну в Москве. 5 июня 2018 года, Обнинск

В апреле 2018 года стартовала всероссийская акция против распространения так называемого солженицынства — мифа о Солженицыне как о «совести нации», «великом писателе и ученом», «бескомпромиссном критике и обличителе». Либеральное лобби сегодня настойчиво и повсеместно протаскивает этот миф. 2018 год объявлен Годом Солженицына. Его «Архипелаг ГУЛАГ» введен в школьную программу. Памятники Солженицыну планируют установить в Москве, на Таганке, и в других городах нашей страны.

Между тем этот писатель, призвав к «жизни не по лжи», в реальности невероятно много налгал о Советском Союзе. Он многократно преувеличил число жертв репрессий. По сути, приравнял советские лагеря к нацистским концлагерям смерти. Оправдывал коллаборационистов, соратничавших с Гитлером, — власовцев и бандеровцев. Призывал США вести непреклонную борьбу против СССР. Именно под знаменем Солженицына совершалась Перестройка, приведшая к распаду страны. И прославление сегодня этой бессовестной «совести нации», пропаганда его писаний среди молодежи чреваты окончательным подрывом нашего исторического самосознания, новым распадом и крахом.

Противодействие «юбилейному» продвижению Солженицына идет фактически по всей стране — одиночные и массовые пикеты, интернет-флешмобы, публицистика, обсуждение в соцсетях...

Какова степень поддержки Солженицына в нашей стране и в ее отдельных регионах? Какой процент граждан выступает за Солженицына и против него? Какие политические силы выступают за Солженицына?

Будучи одним из организаторов антисолженицынской кампании в Калужской области, я могу предоставить конкретные сведения по поводу того, как именно обстоит дело в нашем регионе. Это достаточно важно, потому что Калужская область — ближайшая к Москве, а значит, наиболее подверженная тому, что называется «московским либеральным синдромом». Вдобавок, в нашей области есть особая точка — Обнинск.

Обнинск — это наукоград, издавна известный своими либеральными взглядами. Ну и как же обстоят дела в нашей, вроде бы склонной к либерализму, Калужской области?

Антисолженицынская акция, проводимая активистами калужского отделения «Сути времени», стартовала в областном центре. 28 апреля этого года там прошел первый пикет. Спустя несколько недель, 23 мая, в Обнинске состоялся интернет-флешмоб, а 28 мая в Калуге прошел еще один пикет.

Протестная акция не замедлила встретить противодействие в медиапространстве. Еще раз: Обнинск был с 90-х годов и остается по сей день одним из наиболее либеральных мест. Это один из трех городов, проголосовавших за распад СССР на референдуме 1991 года.

Уже 24 мая группа «Типичный Обнинск» в социальной сети «ВКонтакте» попыталась представить протестующих маргиналами. Авторы аргументировали свою позицию тем, что писатель Солженицын якобы выступал за науку, отвергая «лженауку» коммунистической власти. Странные, конечно же, аргументы. Особенно если учесть тот факт, что сегодня марксизм изучают по всему миру, в том числе и в американских университетах, именно как науку. А также неоспоримые многочисленные достижения в науке советских коммунистов. Кстати, первая в мире атомная станция в городе Обнинске была построена к 1954 году. Ее строительство началось благодаря решению Государственного комитета обороны СССР, издавшему 28 сентября 1942 года, в разгар войны, распоряжение «Об организации работ по урану», согласно которому началось развертывание советского атомного проекта.

Сообщество «Типичный Обнинск» эти факты, конечно же, не смущают. Фотографии протестующих против мифа о солженицынстве они опубликовали со следующим комментарием:

«В Обнинске нашлись люди, которые выступают против установки памятника писателю Солженицыну!
Они так против, что даже устроили череду одиночных пикетов по городу.
Для тех, кто не знаком с творчеством писателя: Солженицын всю жизнь боролся с произволом, поддерживал науку и отрицал лженауку коммунистической власти. Большинство горожан гордилось бы памятником Солженицыну в Обнинске».

Эта публикация вызвала широкий резонанс среди подписчиков группы: в комментариях к ней горожане отзывались о Солженицыне, в большинстве своем, негативно. Прозвучали просьбы потратить бюджетные средства на что-нибудь более полезное, чем памятник и мемориальная доска Солженицыну — например, установить памятник Циолковскому. Очень многие выразили свою поддержку активистам, протестующим против солженицынства.

В ходе интернет-дискуссии активисты «Сути времени» рассказали общественности малоизвестные ей ранее факты. Удивление и раздражение горожан вызвало то, что Солженицын оправдывал власовцев и бандеровцев. Также активно обсуждался факт того, что Солженицын никогда не работал в архивах. Аргумент участников интернет-флешмоба о В. Н. Земскове, профессиональном историке (кстати, вполне либеральном и в пристрастии к коммунизму не замеченном), показавшем на архивных данных, что цифры репрессированных были, как минимум, в 10 раз меньше, чем озвученные Солженицыным, многие услышали в первый раз. То, что Солженицын был лагерным осведомителем, а также написал ложный донос на ближайших друзей юности, заставило ряд людей также совсем по-другому посмотреть на проблему. Многие из граждан не знали, что солженицынство включено в школьную программу — этот факт вызвал наибольшее раздражение.

Необходимо отметить, что сторонники солженицынства вели себя вызывающе: за неимением аргументов они оскорбляли других участников дискуссии и т. д. Их главным отличительным признаком была русофобия, наподобие знакомой по современным укросетям.

Некоторые предлагали «сжигать коммунистов», утверждали, что «готовы жечь, уже бензин и спички приготовили». Дискуссия явственно начинала напоминать обсуждение «горелой ваты» в укросетях после сжигания бандеровцами людей в Доме профсоюзов Одессы.

Другие прямо говорили о том, что они лучше перечитают «Майн кампф» Гитлера и Солженицына вместо Тургенева.

В дискуссии участвовали члены клуба «Спутник и Погром» Калужской губернии», выложившие ссылку на статью националиста Егора Холмогорова в поддержку Солженицына.

Это свидетельствует о том, что проблема намного шире, чем кажется на первый взгляд. За солженицынство выступают не какие-то отдельные маргиналы, но и уменьшительные националисты, сторонники Холмогорова.

Примечательно также выступление самого Холмогорова на телеканале «Царьград», в котором он поддержал установку памятника репрессированным в Москве, а также установку памятной таблички Солженицыну в Боровске, чего добивается боровский деятель Владимир Овчинников. Заодно в том же интервью Холмогоров оправдывал коллаборационистов, перебежавших на сторону немцев.

Добавим, что об истории с боровским памятником газета «Знамя» сообщила недавно интересные нюансы:

«Ранее сообщалось, что в наукограде с размахом готовятся отметить 100-летие со дня рождения писателя в декабре этого года. Так, администрация города сообщила о своей готовности установить памятную доску в честь Солженицына на здании районной библиотеки. Это решение было принято в ответ на обращение, поступившее на имя председателя градостроительного совета Боровска и главы его администрации Михаила Климова.
При этом еще в августе 2016 года художник и краевед Владимир Овчиников и заведующая районной библиотекой Татьяна Румянцева предложили градсовету рассмотреть возможность размещения памятной таблички Александру Солженицыну, который 18 мая 1998 года побывал в Боровске и провел в здании библиотеки встречу с ее работниками».

Похоже, насаждатели солженицынства готовятся нынче установить памятные знаки буквально везде, где их кумир хоть раз побывал, выступил или чихнул.

Пикет движения «Суть времени» против установки памятника Солженицыну в Москве. 23 июня 2018 года, Калуга
Пикет движения «Суть времени» против установки памятника Солженицыну в Москве. 23 июня 2018 года, Калуга

Между тем наш интернет-флешмоб продолжал набирать обороты, число поддержавших акцию людей увеличилось в три раза. Тогда в бой вступил портал ObninskName. Аргументация на этот раз несколько изменилась. Вместо обсуждения сути вопроса в качестве «тарана» был использован статус Солженицына. Редакторам сообщества ObninskName в социальной сети «ВКонтакте» вдруг вспомнилось, что он был аж нобелевским лауреатом:

«В Обнинске нашлись люди, которые выступают против поддержания памяти и авторитета писателя, лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына. Участники акции размещают в соцсетях свои фото c плакатами в руках, судя по которым намерены добиваться изъятия из школьной программы произведений писателя и отказа от возведения любых памятников Солженицыну.
Что вы думаете по этому поводу?»

И опять в развернувшейся по поводу Солженицына дискуссии серьезных аргументов у его сторонников не нашлось. Ведь «аргумент» «вы не знакомы с творчеством писателя» легко опровергался цитированием фрагментов его выступлений, а также особенно ядовитых высказываний в адрес русского народа, которых в «Архипелаге ГУЛАГ» более чем достаточно.

Большинство граждан выражало позицию, согласно которой Солженицын памятника недостоин. «Лучше вернуть в школьную программу „Повесть о настоящем человеке“», — говорили они. Чем дальше заходила дискуссия, тем больше людей выступало с этой позиции.

Следующим, кто предпринял попытку дискредитировать протесты против солженицынства, был портал «АЙК Обнинск», заявивший:

«В Обнинске проходят пикеты против установки памятника Солженицыну.
Но всем понятно, что памятнику быть.
Первый Наукоград России заслуживает памятника о великом ученом и писателе...»

И вновь сторонниками Солженицына по сути ничего сказано не было. Однако весьма интересно, что к обсуждению на этот раз подключился сам Егор Холмогоров, опубликовав на своей странице статью в поддержку Солженицына вместе с опросом от «АЙК Обнинска».

Вероятно, редакция портала была уверена в том, что интернет-опрос решит проблему и покажет, что Обнинск поддерживает Солженицына. Однако тезис Холмогорова о том, что «Крым наш, и Солженицын тоже эту идею поддерживал», крайне неудачно коррелировал с одобрительными высказываниями писателя в «Одном дне Ивана Денисовича» о бандеровцах. Герой этой повести утверждал, что бандеровцы крестятся искреннее, чем русские. А в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицын, также не раз положительно отзываясь о бандеровцах, выступал за право украинцев — как во время войны, так и после — отделиться. В итоге Егор Станиславович и его команда оказались биты.

Выбравших на опросе «Читал и осуждаю!» было 56,9 %. При этом из 1384 проголосовавших к позиции «Читал Солженицына и восторгаюсь!» — присоединились всего 49 человек (среди которых был и Холмогоров)...

На примере калужского региона видно, что солженицынство не принимается большей частью нашего общества. Даже в Обнинске, где либеральная интеллигенция до сих пор задавала интеллектуальную повестку дня, это так. Видно и другое: как, уже не стесняясь, заедино действуют либеральная и националистическая ветви давних антисоветских и антироссийских организаций (то, что эти организации строятся именно так, известно по истории крупнейшей из них — НТС). Либералы слишком скомпрометировали себя в 90-е годы, поэтому теперь основная политическая ставка явно делается на уменьшительных националистов. Солженицын же с его любовью к бандеровцам, с его антисемитизмом и уменьшительной («отдайте Украину украинцам») псевдорусскостью является для Холмогорова и его союзников, как и было отчетливо заявлено в обнинских дискуссиях, любимой — конечно же, после «Майн кампф», — настольной книгой. Что ж, опять перед Россией встает вопрос о ее существовании — и опять перед нами знакомый, и уже не скрывающий своего истинного лица, фашистский враг.