Впервые за двадцать с лишним лет власти России собрались в несколько раз поднять стоимость штрафа для тех водителей, которые не оформили страховку ОСАГО

Кнут потолще, пряник поменьше — Госдума не будет повторять опыт Белоруссии с дешевым ОСАГО

Гавриил Горелов. Порка крестьян в деревне. 1925
Гавриил Горелов. Порка крестьян в деревне. 1925

Впервые за двадцать с лишним лет с момента внедрения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), власти России собрались в несколько раз поднять стоимость штрафа для тех водителей, которые не оформили эту страховку.

Законодатели надеются таким образом принудить водителей к покупкам полисов ОСАГО.

Что такое ОСАГО

До введения ОСАГО водитель, виновный в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), был обязан оплачивать ремонт автомобилей, пострадавших в ДТП, из собственного кармана. Зачастую это приводило к тому, что пострадавшие были вынуждены долго судиться с нарушителями, чтобы добиться от них этих выплат.

Идея ОСАГО заключается в том, чтобы обязать всех владельцев автомобилей, передвигающихся по дорогам общего пользования, приобрести полис страхования. В случае виновности владельца полиса в ДТП, пострадавший в аварии получил бы компенсацию не от него самого, а от страховой компании, продавшей ему полис.

При этом существуют некоторые ограничения. Так, по полису ОСАГО пострадавший может получить не больше 400 тысяч рублей в качестве компенсации ущерба имуществу и 500 тысяч рублей для компенсации вреда здоровью. Если сумма ущерба больше — придется взыскивать разницу с виновника ДТП.

Сделано это для того, чтобы уменьшить стоимость полиса и сделать его доступным всем автовладельцам. Однако такие серьезные ДТП составляют небольшой процент от всех аварий, и в момент введения системы ОСАГО в подавляющем большинстве случаев лимитов выплат вполне хватало для компенсации повреждений.

При этом нужно понимать, что сам владелец полиса ОСАГО никакой компенсации не получает, этот полис позволяет ему лишь не платить за небольшие повреждения, которые он нанес чужим автомобилям.

Для получения полной компенсации повреждений, в том числе и собственному автомобилю, предназначены полисы комплексного автомобильного страхования, кроме ответственности (КАСКО). Их минус в том, что стоят они на порядок дороже, чем полис ОСАГО. Их покупать для передвижения по дорогам необязательно, это личный выбор автовладельца.

Проблемы системы

Введение системы ОСАГО позволило упростить ситуацию для пострадавших в ДТП, однако она не поможет в случаях, когда у виновника полис отсутствует. В таких случаях пострадавший вынужден по старинке взыскивать свой ущерб с виновника.

При этом за езду без полиса полагается штраф по ч. 1 ст. 12.37 КоАП. В случае, если у владельца автомобиля вообще нет полиса, штраф составляет 800 рублей, в случае, если полис есть, но водитель, находящийся за рулем, в него не вписан, штраф составит 500 рублей.

При средней стоимости полиса ОСАГО в 7,6 тысячи рублей, некоторые водители предпочитают «сэкономить» и отказываются от его приобретения. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), таких, ездящих без ОСАГО, водителей насчитывается примерно 7–10%, то есть от 2,5 млн до 3,6 млн человек.

Это число уже представляет существенные проблемы для работоспособности всей системы, так как усложняет процесс получения компенсации для пострадавших в ДТП и значимо увеличивает число судебных процессов.

Штрафы за ОСАГО

По данным МВД, штрафы за езду без полиса входят в тройку самых распространенных. За 2023 год водителям было вынесено более 2 млн постановлений.

При этом размер штрафа не пересчитывался с момента введения всей системы ОСАГО в 2002 году. Кроме того, нарушение 12.37 КоАП попадает под критерии скидки за штрафы ДТП, так что в течение 20 дней после вынесения постановления его можно оплатить за половинную стоимость. Так что в нынешних реалиях наказание за нарушение стало совсем незначительным.

Парламент Кабардино-Балкарии предложил резко увеличить размер штрафа за повторное нарушение в течение года — до 3–5 тысяч рублей. Законопроект поддержал думский комитет по госстроительству, правительство и РСА. 26 ноября документ был принят в первом чтении.

На рассмотрении Думы также находится законопроект, который предлагает поднять лимиты по выплатам в рамках ОСАГО на 30% — до 520 тысяч за аварии без пострадавших и до 650 тысяч за вред жизни и здоровью.

Автоматическая фиксация

В рамках борьбы с водителями без полисов РСА также предложил ввести автоматическую фиксацию нарушения с помощью камер.

По данным «Коммерсанта», в сентябре это предложение обсуждалось на совещании в правительстве. МВД поручили до 1 ноября изучить возможность провести эксперимент по проверке полисов с помощью камер.

Газета сообщает, что МВД предложило проверять наличие полиса не поголовно у всех водителей, а только у тех, кто уже нарушил ПДД и штраф в электронном виде был передан через Госуслуги. В таком формате участие ГИБДД в эксперименте не потребуется.

Однако РСА отказывается от такой схемы и настаивает на внедрении поголовной проверки всех водителей, попавших в поле зрения камеры. По данным «Коммерсанта», МВД считает, что такую систему получится внедрить не раньше октября 2026 года.

А вот другое предложение РСА, похоже, по итогу будет принято Госдумой. 12 ноября в первом чтении был принят законопроект, поднимающий максимальный срок ремонта в рамках ОСАГО с 30 до 45 дней.

Законодатели объясняют необходимость этой меры проблемами с поставками запчастей, вызванными санкционным давлением.

Альтернативное мнение

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин заявил, что и повышение штрафов не заставит автовладельцев покупать полис.

«Автомобилисты игнорируют ОСАГО прежде всего из-за дисбаланса между размером выплаты и существующими тарифами», — объяснил он. Шапарин утверждает, что страховые компании втрое занижают стоимость необходимых деталей и ремонта при оценке повреждений.

Он призывает обратить внимание на опыт Белоруссии. Там при сравнимых ценах на запчасти лимит выплат по аналогу ОСАГО составляет около миллиона рублей, а сами полисы при этом стоят значительно дешевле.

Так, 25-летний житель Минска, со стажем вождения 2 года, который решит приобрести полис на автомобиль с объемом двигателя 1,6 литра заплатит примерно 2,7 тысячи рублей. Житель Москвы в аналогичной ситуации заплатит около 26 тысяч рублей.

”У нас просто кто-то слишком много ест. И страховому лобби очень нравится это делать», — резюмирует вице-президент НСА.

Признаков радикального пересмотра системы ОСАГО, которая бы повысила привлекательность полиса в глазах водителей, не наблюдается.

Судя по всему, с отказниками будут бороться повышением штрафов, немного подсластив пилюлю повышением лимитов выплат по полису.