Какие современные российские фильмы стоит показывать детям?
Надо признать, что подавляющее большинство картин, которые в последнее время снимались для детей и про детей, — либо чисто развлекательные — в пример можно привести популярные фильмы «Домовой» (2019), и «Последний богатырь» (2017), — либо романтизирующие криминал. Одной из таких «криминальных драм» стал снятый в 2023 году сериал «Слово пацана», кстати, очень популярный в подростковой среде. Воздействие этого типа кинопродукции крайне деструктивно — подростки начинают копировать поведение персонажей подобного кино.
При этом стоит нашим режиссерам обратиться к экранизации классических русских и советских литературных произведений и, серьезно относясь к своей работе, придерживаться при съемках оригинального текста, как у них получаются качественные фильмы, которые вполне можно использовать в воспитательных целях. Ведь русская и советская литература — это мощнейший источник высоких ценностей, которые хотелось бы транслировать подрастающему поколению.
В 2019 году был создан фильм «Сестрёнка» по повести «Радость нашего дома» известного советского писателя Мустая Карима. Фильм снят режиссером Александром Галибиным достаточно близко к тексту повести.
Фильм повествует о жизни башкирской деревни в годы Великой Отечественной Войны. На экране сельские жители того времени, взрослые и дети. Папа главного героя — 6-летнего мальчика Ямиля — находится на фронте и, проходя по разрушенной немцами деревне, находит девочку Оксану, которую отправляет к себе домой, в Башкирию. Вокруг появления Оксаны в доме Ямиля и строится весь дальнейший сюжет фильма.
Что же показывает нам этот фильм?
Во-первых, сплоченное советское общество времен той войны. Жители деревни помогают друг другу, кто чем может; особенно окружена заботой Оксана.
Во-вторых, мы видим прекрасных детей. Они не идеальны — могут подраться, могут обидеть младшего, но они, так же, как и взрослые, стараются помочь друг другу и с детства растут воинами, мечтая разгромить врага в одном строю со своими отцами.
В-третьих, зрителям показана мужественность, стойкость и готовность к самопожертвованию советских людей. Очень показателен диалог Ямиля с мамой, когда он узнает, что отец его погиб, спасая Оксану. Мама объясняет сыну, что отец его поступил так, как обязан был поступить настоящий батыр (по-тюркски — «герой»).
В-четвертых, на экране — дружба людей разных национальностей, тот самый единый советский народ, который каждодневным самоотверженным трудом в тылу и героизмом на фронте сумел сломать хребет фашистскому монстру.
Ну, и в-пятых, мы видим красивейшие башкирские пейзажи, актеров, вызывающих большую симпатию, вдумчиво и качественно сделанные декорации и одежду того времени. Звуковое решение позволяет слышать и оригинальные диалоги на башкирском, и аккуратный перевод на русский, который не заглушает слова актеров.
Всё действие фильма протекает без столь популярных во многих современных кинопродуктах истерик, без озверевших НКВД-шников, расстреливающих всех подряд, без «сумасшедшего, кровавого тирана» Сталина… Даже председатель колхоза в современном фильме, оказывается, может быть прекрасным человеком. Он не на войне, потому что у него повреждена нога, и он сильно хромает.
А еще он, когда в семье Ямиля появляется Оксана, сразу выделяет ей дополнительную порцию муки. А не выгоняет приезжую девочку работать в поле на «тоталитарную советскую власть», как это могло быть показано в типичном фильме постперестроечного периода.
Такие фильмы, как «Сестренка», очень нужны сегодня для нашего подрастающего поколения. И очень жаль, что подобных произведений для детей практически нет. Кроме «Сестренки» вспоминаются всего три постсоветских фильма, которые стоит показать детям.
Во-первых, фильм «Солдатик», снятый в 2018 году и повествующий о реальной истории 6-летнего героя Великой Отечественной Войны Сергее Алёшкове. Родных мальчика убили фашисты, а его самого подобрали советские солдаты, и он стал сыном полка. В конце концов, он обрел новую семью на фронте.
В «Солдатике» спокойно и правдиво описана обстановка в советской армии того времени. Показано отеческое отношение к совсем еще маленькому Серёже, неброский героизм самых разных людей, искренняя и красивая любовь командира и фронтовой санитарки.
Особенно важен в современном контексте герой по имени Яков Моисеевич в исполнении Анатолия Калмыкова. В мирной жизни он был костюмером и не стал организовывать себе бронь, хотя, наверное, мог бы, а честно пошел на фронт, где чинил своим сослуживцам форму, а потом погиб. Очень хотелось бы, чтобы этого персонажа увидели молодые люди, выбравшие для себя в качестве профессии театр или кинематограф.
Третий неплохой фильм — это картина «28 Панфиловцев», снятая в 2016 году и повествующая о подвиге панфиловцев во время боя у разъезда Дубосеково в 1941 году во время битвы за Москву. В этой картине подкупает четкое деление мира на «своих» — граждан СССР и «чужих» — немецких оккупантов, которые пришли поработить нашу страну.
Никто не теряется в сомнениях, бойцы спокойно, по мере сил и возможностей уничтожают живую силу и технику врага. Подвиг наших воинов показан без излишнего надрыва, как большая общая работа солдатского коллектива, оказавшегося на пути рвущегося к Москве врага. Наш противник же предстает как обезличенная темная масса, несущая Отечеству смертельную опасность.
Последний фильм, который хотел бы выделить, — это «Подольские курсанты» 2020 года. Фильм достаточно точно с исторической точки зрения рассказывает о подвиге курсантов артиллерийского и пехотного военных училищ, остановивших рвущихся в Москву немцев в октябре 1941 года на Варшавском шоссе.
Картина предназначалась для молодого поколения, которое мало что знает о подольских курсантах. Авторы кропотливо воссоздавали обстановку тех боев, использовали при написании сценария архивы министерства обороны, которые долго были засекречены, и воспоминания выживших курсантов.
Создатели фильма достигли цели — фильм создает очень живое погружение в те события, и прекрасно показывает человеческий облик тех героев — вчерашних школьников, которые остановили продвижение фашистских полчищ к Москве. Они показаны людьми простыми и в то же время одухотворенными. Один из героев читает стихи собственного сочинения, в которых есть следующие строчки:
А если придётся столкнуться с врагом
Пред ним до небес поднимусь я с мечом
Как всадник кровавый, взлетая в огне
Не зря я рождён здесь, в Советской Стране
К сожалению, больше на ум не приходит каких-то кинокартин, которые соответствовали бы задачам воспитания молодого поколения в сегодняшней исторической ситуации. На наших экранах пышным цветом цветут такие детско-юношеские кинопродукты, как сериалы «Школа» и «Слово пацана», фильмы «Ученик» и «Сволочи», которые пропагандируют преступность, подлость, хамство, а заодно еще и очерняют нашу историю.
Отечественную культуру надо срочно поставить на службу воюющему народу, как это было сделано в конце 1930-х и 1940-х годах. В период, когда появились знаменитые картины «Александр Невский» — о победе над немецкими рыцарями, «Адмирал Нахимов» — о героической защите Севастополя, «Фронт» — о необходимости обновления командных кадров армии, замены командиров, которые придерживаются устаревших приемов ведения войны, на новую генерацию.
Во-первых, стране сегодня нужны близкие к тексту экранизации советских художественных произведений о Великой Отечественной войне. Напрашивается, например, трилогия по «Живым и мертвым» Симонова. Ведь фильм Александра Столпера по этому произведению снят в уже далеком 1963 году и затрагивает события только первого тома, завершающегося битвой под Москвой, а Сталинградская битва, и операция «Багратион», описанные далее, не показаны.
Во-вторых, наше недавнее, уже послевоенное, советское прошлое изобилует героическими людьми, которые заслуживают экранизации. В качестве примера можно привести спортсмена Шаварша Карапетяна, который несколько раз героически спасал людей, просто случайно оказавшись свидетелем аварий и пожаров. Фильмов об этих событиях пока не снято, и этот пробел необходимо восполнить.
Ну, и в-третьих, длящаяся уже почти 3 года СВО подарила нам немало современных героев, историй успешных наступательных операций и самоотверженных волонтеров, о которых необходимо снимать качественные, глубокие картины.
Это могло бы быть ответом нашего современного кинематографа на вызов времени. Наше общество, бросившее в 2022 году открытый вызов мировому злу, заслуживает другой культурной политики, и кино является ее важнейшим направлением.