Начавшаяся война требует от нашего общества пересмотра отношения не только к армии и военно-промышленному комплексу, но и к другим сферам бытия — практически ко всем. Одной из важнейших областей, требующих кардинального пересмотра сложившихся в ней подходов, является культура и, в частности, детско-юношеская культура и кинематограф. В условиях войны мы должны уделять особое внимание тому, на чем воспитываются наши дети

Какие современные российские фильмы стоит показывать детям?

Александр Стебаев. Первые зрители. 1966
Александр Стебаев. Первые зрители. 1966

Надо признать, что подавляющее большинство картин, которые в последнее время снимались для детей и про детей, — либо чисто развлекательные — в пример можно привести популярные фильмы «Домовой» (2019), и «Последний богатырь» (2017), — либо романтизирующие криминал. Одной из таких «криминальных драм» стал снятый в 2023 году сериал «Слово пацана», кстати, очень популярный в подростковой среде. Воздействие этого типа кинопродукции крайне деструктивно — подростки начинают копировать поведение персонажей подобного кино.

При этом стоит нашим режиссерам обратиться к экранизации классических русских и советских литературных произведений и, серьезно относясь к своей работе, придерживаться при съемках оригинального текста, как у них получаются качественные фильмы, которые вполне можно использовать в воспитательных целях. Ведь русская и советская литература — это мощнейший источник высоких ценностей, которые хотелось бы транслировать подрастающему поколению.

В 2019 году был создан фильм «Сестрёнка» по повести «Радость нашего дома» известного советского писателя Мустая Карима. Фильм снят режиссером Александром Галибиным достаточно близко к тексту повести.

Фильм повествует о жизни башкирской деревни в годы Великой Отечественной Войны. На экране сельские жители того времени, взрослые и дети. Папа главного героя — 6-летнего мальчика Ямиля — находится на фронте и, проходя по разрушенной немцами деревне, находит девочку Оксану, которую отправляет к себе домой, в Башкирию. Вокруг появления Оксаны в доме Ямиля и строится весь дальнейший сюжет фильма.

Что же показывает нам этот фильм?

Во-первых, сплоченное советское общество времен той войны. Жители деревни помогают друг другу, кто чем может; особенно окружена заботой Оксана.

Во-вторых, мы видим прекрасных детей. Они не идеальны — могут подраться, могут обидеть младшего, но они, так же, как и взрослые, стараются помочь друг другу и с детства растут воинами, мечтая разгромить врага в одном строю со своими отцами.

В-третьих, зрителям показана мужественность, стойкость и готовность к самопожертвованию советских людей. Очень показателен диалог Ямиля с мамой, когда он узнает, что отец его погиб, спасая Оксану. Мама объясняет сыну, что отец его поступил так, как обязан был поступить настоящий батыр (по-тюркски — «герой»).

В-четвертых, на экране — дружба людей разных национальностей, тот самый единый советский народ, который каждодневным самоотверженным трудом в тылу и героизмом на фронте сумел сломать хребет фашистскому монстру.

Ну, и в-пятых, мы видим красивейшие башкирские пейзажи, актеров, вызывающих большую симпатию, вдумчиво и качественно сделанные декорации и одежду того времени. Звуковое решение позволяет слышать и оригинальные диалоги на башкирском, и аккуратный перевод на русский, который не заглушает слова актеров.

Всё действие фильма протекает без столь популярных во многих современных кинопродуктах истерик, без озверевших НКВД-шников, расстреливающих всех подряд, без «сумасшедшего, кровавого тирана» Сталина… Даже председатель колхоза в современном фильме, оказывается, может быть прекрасным человеком. Он не на войне, потому что у него повреждена нога, и он сильно хромает.

А еще он, когда в семье Ямиля появляется Оксана, сразу выделяет ей дополнительную порцию муки. А не выгоняет приезжую девочку работать в поле на «тоталитарную советскую власть», как это могло быть показано в типичном фильме постперестроечного периода.

Такие фильмы, как «Сестренка», очень нужны сегодня для нашего подрастающего поколения. И очень жаль, что подобных произведений для детей практически нет. Кроме «Сестренки» вспоминаются всего три постсоветских фильма, которые стоит показать детям.

Во-первых, фильм «Солдатик», снятый в 2018 году и повествующий о реальной истории 6-летнего героя Великой Отечественной Войны Сергее Алёшкове. Родных мальчика убили фашисты, а его самого подобрали советские солдаты, и он стал сыном полка. В конце концов, он обрел новую семью на фронте.

В «Солдатике» спокойно и правдиво описана обстановка в советской армии того времени. Показано отеческое отношение к совсем еще маленькому Серёже, неброский героизм самых разных людей, искренняя и красивая любовь командира и фронтовой санитарки.

Особенно важен в современном контексте герой по имени Яков Моисеевич в исполнении Анатолия Калмыкова. В мирной жизни он был костюмером и не стал организовывать себе бронь, хотя, наверное, мог бы, а честно пошел на фронт, где чинил своим сослуживцам форму, а потом погиб. Очень хотелось бы, чтобы этого персонажа увидели молодые люди, выбравшие для себя в качестве профессии театр или кинематограф.

Третий неплохой фильм — это картина «28 Панфиловцев», снятая в 2016 году и повествующая о подвиге панфиловцев во время боя у разъезда Дубосеково в 1941 году во время битвы за Москву. В этой картине подкупает четкое деление мира на «своих» — граждан СССР и «чужих» — немецких оккупантов, которые пришли поработить нашу страну.

Никто не теряется в сомнениях, бойцы спокойно, по мере сил и возможностей уничтожают живую силу и технику врага. Подвиг наших воинов показан без излишнего надрыва, как большая общая работа солдатского коллектива, оказавшегося на пути рвущегося к Москве врага. Наш противник же предстает как обезличенная темная масса, несущая Отечеству смертельную опасность.

Последний фильм, который хотел бы выделить, — это «Подольские курсанты» 2020 года. Фильм достаточно точно с исторической точки зрения рассказывает о подвиге курсантов артиллерийского и пехотного военных училищ, остановивших рвущихся в Москву немцев в октябре 1941 года на Варшавском шоссе.

Картина предназначалась для молодого поколения, которое мало что знает о подольских курсантах. Авторы кропотливо воссоздавали обстановку тех боев, использовали при написании сценария архивы министерства обороны, которые долго были засекречены, и воспоминания выживших курсантов.

Создатели фильма достигли цели — фильм создает очень живое погружение в те события, и прекрасно показывает человеческий облик тех героев — вчерашних школьников, которые остановили продвижение фашистских полчищ к Москве. Они показаны людьми простыми и в то же время одухотворенными. Один из героев читает стихи собственного сочинения, в которых есть следующие строчки:

А если придётся столкнуться с врагом

Пред ним до небес поднимусь я с мечом

Как всадник кровавый, взлетая в огне

Не зря я рождён здесь, в Советской Стране

К сожалению, больше на ум не приходит каких-то кинокартин, которые соответствовали бы задачам воспитания молодого поколения в сегодняшней исторической ситуации. На наших экранах пышным цветом цветут такие детско-юношеские кинопродукты, как сериалы «Школа» и «Слово пацана», фильмы «Ученик» и «Сволочи», которые пропагандируют преступность, подлость, хамство, а заодно еще и очерняют нашу историю.

Отечественную культуру надо срочно поставить на службу воюющему народу, как это было сделано в конце 1930-х и 1940-х годах. В период, когда появились знаменитые картины «Александр Невский» — о победе над немецкими рыцарями, «Адмирал Нахимов» — о героической защите Севастополя, «Фронт» — о необходимости обновления командных кадров армии, замены командиров, которые придерживаются устаревших приемов ведения войны, на новую генерацию.

Во-первых, стране сегодня нужны близкие к тексту экранизации советских художественных произведений о Великой Отечественной войне. Напрашивается, например, трилогия по «Живым и мертвым» Симонова. Ведь фильм Александра Столпера по этому произведению снят в уже далеком 1963 году и затрагивает события только первого тома, завершающегося битвой под Москвой, а Сталинградская битва, и операция «Багратион», описанные далее, не показаны.

Во-вторых, наше недавнее, уже послевоенное, советское прошлое изобилует героическими людьми, которые заслуживают экранизации. В качестве примера можно привести спортсмена Шаварша Карапетяна, который несколько раз героически спасал людей, просто случайно оказавшись свидетелем аварий и пожаров. Фильмов об этих событиях пока не снято, и этот пробел необходимо восполнить.

Ну, и в-третьих, длящаяся уже почти 3 года СВО подарила нам немало современных героев, историй успешных наступательных операций и самоотверженных волонтеров, о которых необходимо снимать качественные, глубокие картины.

Это могло бы быть ответом нашего современного кинематографа на вызов времени. Наше общество, бросившее в 2022 году открытый вызов мировому злу, заслуживает другой культурной политики, и кино является ее важнейшим направлением.