Индия поднялась против нового закона о гражданстве
Уже более двух месяцев Индия массово протестует против поправок к закону о гражданстве (CAA, Citizenship (Amendment) Act). Они были приняты парламентом 11 декабря 2019 года и официально вступили в силу 10 января 2020 года. Поправки предоставляют льготные условия для получения индийского гражданства индуистам, сикхам, буддистам, джайнам, парсам и христианам, бежавшим от преследования из Афганистана, Пакистана или Бангладеш. Закон касается лиц, прибывших в Индию до 2015 года.
Новая редакция закона о гражданстве подвергается критике как «слева», так и «справа». С одной стороны, ее критикуют за дискриминацию мусульман и других религиозных групп, не вошедших в список нового закона, а следовательно в посягательстве на светский характер государства, закрепленный в конституции Индии. С другой стороны, CAA критикуют за предоставление гражданства любым мигрантам, независимо от их религиозной принадлежности.
Опасение противников закона вызывает также стремление властей создать Национальный реестр граждан (NRC). Для того, чтобы человек мог в него попасть, он должен будет подтвердить свое гражданство, что может быть проблематично для беднейших групп населения. Подобный реестр существует в штате Ассам. В 2019 году власти штата обнародовали окончательный NRC и оказалось, что почти два миллиона человек не попали в список граждан. Этой-то ситуации опасаются люди. Ведь окончательное решение о том — вносить или не вносить человека в список, принимает местный чиновник.
Противники NRC опасаются, что огромное число людей в стране может лишиться гражданства. Одновременно CAA поможет вернуть гражданство «правильным» людям, исповедующим «правильные» религии.
Такой ход событий идеологически и электорально выгоден «Индийской народной партии» (БДП, «Бхаратия джаната парти»), которая и является инициатором изменений в законе о гражданстве. БДП исповедует индусский национализм. В основе этой идеологии лежит концепция «хиндутвы» (дословно — «индусскость»).
Сторонники этой концепции считают ислам и христианство чужеродными религиями. При этом органическими для индийской культуры они считают индуизм, сикхизм, буддизм, айявари и джайнизм. В XX веке во время расцвета фашизма в Европе приверженцы индуистского национализма открыто симпатизировали ему.
Читайте также: «Оружие массовой поляризации, развязанной фашистами в Индии» — в чем суть нового закона о гражданстве
Читайте также: Кто стоит за принятием закона, расколовшего Индию?
Акции протеста против CAA начались еще в 2016 году, когда документ впервые был внесен в парламент. Но тогда он не смог пройти через верхнюю палату индийского законодательного органа — Раджья сабху (Совет штатов). Последние выборы в парламент весной 2019 года привели к укреплению позиций правящей Индийской народной партии (БДП, «Бхаратия джаната парти»). Победа БДП опять поставила вопрос о CAA на повестку дня.
Беспорядки и столкновения с полицией противников закона начались ещё 4 декабря, когда CAA был только одобрен кабинетом министров Индии для внесения в парламент. В первые же дни полиция начала стрелять по демонстрантам боевыми патронами. Появились первые убитые.
Говорить обо всех акциях протеста, которые прошли с декабря, бессмысленно. Скажем только, что они проходили по всей стране почти каждый день. Мирные протесты часто перерастали в погромы. Полиция не стеснялась открывать огонь на поражение. В результате счет погибшим во время протестов уже идет на десятки. В ряде штатов власти объявляли запрет на любые массовые акции. В некоторых районах страны вводился комендантский час и блокировалась работа интернета.
Однако о самых крупных акциях нельзя не сказать. Так, огромный марш против нового закона прошел в столице штата Раджастан — Джайпуре собрал почти 300 тысяч человек. Митинг в городе Кочин (штат Келрала) собрал до полумиллиона человек и привел к полной остановке движения транспорта. Митинг в окружном центре Гулбарга в индийском штате Карнатака собрал около 300 тысяч участников.
Центр непрерывного протеста появился в Дели, в районе, населенном преимущественно мусульманами. Речь о столичном районе Шахин Баг, где, начиная с 15 декабря, женщины-мусульманки перекрыли автомагистраль и устроили бессрочную сидячую забастовку. Изначально акцию протеста начали полтора десятка женщин. Сейчас она собирает тысячи, а в выходные дни достигает ста тысяч человек. В Шахин Баг кипит своя жизнь. Протестующие организовали свою библиотеку, проводят лектории, читают стихи, поют песни, проводят межконфессиональные молитвы.
Шахин Баг стал примером для других городов. Аналогичные сидячие протесты проходят в городах Калькутта, Мумбаи, Гая и Праяградж.
Политические силы, выступающие против закона, пытаются наладить взаимодействие друг с другом и начинают создавать координирующие структуры. Такой недавно появившейся организацией является «Гражданский форум против CAA», к которому присоединились многие политические объединения, включая Индийский национальный конгресс (ИНК) и Коммунистическую партию Индии (марксистская). Оппозиция пытается объединить усилия для проведения всеиндийской забастовки. Ее попытались провести 29 января, но лишь в отдельных местах организаторы добились остановки работы магазинов и предприятий.
Парламенты тех штатов, где власть не контролируется БДП или их союзниками, приняли резолюции против CAA. На данный момент речь идет о шести субъектах Индийского союза. Это штаты Западная Бенгалия, Керала, Пенджаб, Раджастан и Мадхья-Прадеш. 12 февраля резолюцию против поправок к закону о гражданстве приняла Ассамблея индийской союзной территории Пондичерри. Власти некоторых штатов, например Западной Бенгалии, заявили, что не будут исполнять новый закон.
Но, пожалуй, главное — это напряженность, возникшая в индийском обществе. Лидеры БДП не стесняются говорить о необходимости физической расправы с противниками закона. Так, министр финансов Индии Анураг Тхакур во время митинга в Дели заявил, имея ввиду противников закона: «Предатели должны быть расстреляны».
Первый министр штата и лидер партии «Всеиндийский Тринамул конгресс» (AITC) Мамата Банерджи, которая пообещала, что не будет исполнять новый закон, назвала БДП партией «сумасшедших». Также она сказала, что если правящая партия попытается «силой завладеть Западной Бенгалией с помощью действий гундов, (этим словом в Индии именуют наемного бандита — прим. ИА Красная Весна) мы остановим их».
По протестующим уже не раз открывали огонь не полицейские, а рядовые граждане, которые прямо восприняли призывы о расстреле предателей. Одного такого человека, пришедшего в Шахин Баг с пистолетом, протестующие обезоружили и побили.
Что на это всё отвечает центральная власть?
Пока что индийское правительство достаточно жестко отвечает на протесты. Власти проводят по всей стране митинги в поддержку закона, причем достаточно крупные. Там, где в руководстве штатов находятся представители БДП, следуют жесткие меры против протестующих, включая стрельбу из огнестрельного оружия. Также стоит отметить, что с момента принятия закона прошло несколько насильственных акций в неспокойных университетах.
Так, 15 декабря полицейские ворвались в корпус здания Национального исламского университета в Дели и избивали попадавшихся им студентов и преподавателей. Поводом для расправ стало то, что в здании учебного заведения укрылись манифестанты, протестовавшие против CAA и устроившие беспорядки на улице.
5 января произошел погром в общежитии столичного университета им. Джавахарлала Неру. Толпа людей в масках, вооруженных палками, камнями и железными прутьями, ворвалась в студенческий городок и начала избиения. Целью нападавших были студенты и преподаватели левых взглядов. Некоторые участники событий утверждали, что к нападению на кампус причастны полицейские.
Власти по максимуму используют все репрессивные рычаги. Так, руководство школы в городе Бидар (штат Карнатака) было арестовано по обвинению в подстрекательстве к мятежу только за то, что учащиеся ко Дню республики разыграли сценку против CAA и плохо отозвались о премьер-министре Нарендре Моди.
Существенным провалом БДП стало поражение партии на выборах в столице страны Дели. Выборы состоялись 8 февраля. 11 февраля стало известно, что правящая партия завоевала в столичной Ассамблее лишь восемь мест из семидесяти. Остальные 62 места заняла партия «Аам Аадми» (AAP, «Партия простого человека»), которая является противником поправок к закону о гражданстве.
Лидеры БДП обещали в случае победы разогнать протестующих в районе Шахин Баг. Теперь правящей партии придется как-то по другому решать вопрос с непрерывным протестом в столице страны.
Итак, правая националистическая партия, находящаяся у власти в Индии, вознамерилась перетасовать граждан своей страны, чтобы «неправильных» оставить без гражданства, а «правильных» — им наделить. «Индийская народная партия» пытается спрятать за красивыми словами эту простую истину, которую на своей коже почувствовали те, кого они хотят «вычеркнуть из жизни». БДП пытается перенести ответственность на оппозицию, заявляя о том, что она якобы дезинформировала людей о CAA и NRC и создала раскол в обществе. Но по-настоящему раскол создают те, кто на месте сложно устроенной страны пытаются создать нацию индусов.
Эта ситуация должна послужить большим уроком для России. В нашей стране еще находятся люди, которые говорят: «Россия для русских», «Хватит кормить Кавказ» и грезят созданием моноэтнического государства. Они не понимают, что русские никогда не строили национального государства, как это было в Европе. Русские строили Империю, то есть наднациональное идеократическое государство, которое сохраняло другие этносы, а не истребляло и не ассимилировало их.
Что-то подобное существует и в Индии. А когда к власти приходят люди с химерой создания нации индусов, всё начинает взрываться на ровном месте. Будем надеяться на благоразумие народа этой древней страны.