К годовщине принятия пенсионной реформы выяснилось, что большинство граждан не считают Россию социальным государством, а подавляющее большинство не довольны отношением власти к народу.

Реформы объяснены и обоснованы, а жить страшно — депутат областной Думы о «социальном государстве»

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Ольга Секачева
Ольга Секачева

Является ли Россия социальным государством с точки зрения депутата от сельской местности? Депутат Ярославской областной Думы Ольга Секачева обсудила с корреспондентом ИА Красная Весна результаты масштабного соцопроса АКСИО-8, посвященного последствиям пенсионной реформы для общества.

Корр: В чем, по Вашему мнению, могут быть причины того, что 52% наших граждан не считают РФ социальным государством?

О.С: Правительство постоянно заявляет обратное. Назвали последний бюджет якобы социально-ориентированным, направленным на нужды людей. На самом же деле ситуация складывается строго противоположная. С каждым годом жизнь людей становится все хуже и хуже. Постоянно растут тарифы, а пенсии уменьшаются, зарплаты не растут. Здравоохранение становится недоступным для большинства людей. Приходится платить за образование.

Любые слова политиков остаются пустыми обещаниями. По сути, правительством взят курс на уничтожение основ социального государства. И достойной жизни люди, особенно люди трудящиеся, трудяги, не видят и не увидят.

Государство вроде бы и выделяет деньги на здравоохранение, однако мы видим, что бесплатно лечиться практически невозможно. Вольно или невольно приходится идти на поклон платной медицине.

Обеспечение льготников идет якобы бесплатными лекарствами, а на самом деле льготные лекарства получает лишь один из трех. Вроде бы выделяются огромные деньги, а начинаем разбираться, куда они уходят, — до конца не понятно.

Похожая ситуация и с образованием. Вроде бы говорим, что оно бесплатное, но количество бюджетных мест сокращается.

Даже взять бесплатное питание в школах по Ярославской области. Мы отменили бесплатное питание в начальных школах. Сейчас ориентируемся на предоставление адресной помощи. А какая может быть адресность, если люди должны предоставить официальные справки о занятости, о зарплате?

На селе люди не всегда устраиваются официально. Это тоже издержки нашего времени. Потому что нет никакой работы. И людям приходится соглашаться на неофициальную. А если вы работаете неофициально, то вы попадаете под закон о тунеядстве и лишаетесь всех социальных выплат. Это и детские пособия, и питание, и прочие пособия к школе.

Вот и возникают проблемы. Вроде бы президент сказал, что должны кормить бесплатно, а тем не менее отменили эти льготы. Всеми благами нашего государства сполна может воспользоваться лишь узкий круг людей, относящихся к так называемой элите.

Читайте также: АКСИО-8. Анатомия непротивления

Корр: Что для власти означает такой большой процент населения, считающий, что Российская Федерация не социальное государство?

О.С: Я думаю, власть должна увидеть, что народ реально не доверяет власти. А это уже страшно.

Хотя «Единая Россия» всеми путями пытается показать обратное, но народ уже давно увидел, что хорошо только в телевизоре, а на деле ничего похожего даже близко нет.

Свой первый протест народ проявляет тем, что перестает ходить на выборы. Пока еще была строка «против всех», как-то участвовали в выборах. Была возможность хоть каким-то образом обозначить свое мнение. Сейчас же людей просто игнорируют.

Но к чему это приводит? Наступает равнодушие, деградация, отчаяние, вплоть до психических расстройств. Народ живет в постоянном стрессе. Причем не только бедные, малообеспеченные люди, но и люди, которые имеют стабильную работу, стабильный заработок. В итоге, я не знаю, до чего правительство может довести народ.

Читайте также: Российское общество начало погружаться в депрессию

Вновь, как в 90-е, сокращается число жителей, уменьшается рождаемость, повышается смертность. Пенсионеры загнаны в угол. Если люди старшего поколения хоть на какую-то пенсию заработали, то теперь, кто сейчас выходит на пенсию, практически все получают минималку: около 10 тыс. рублей. И при этом из семи, шести, а то и пяти тысяч люди вынуждены платить налоги и оплачивать услуги ЖКХ. А тарифы на коммунальные услуги в последнее время повышают дважды в год.

И всё это у нас объяснено, и всё это у нас обосновано. От такого становится страшно жить. Думаю, власть должна думать, к чему мы придем, и делать выводы.

Корр: Знаю, что Вы много работаете на «земле», общаетесь с людьми. Как повлияло повышение пенсионного возраста на настроение людей?

О.С: Это действительно одна из самых обсуждаемых тем.

Я депутат от сельской местности. Работы на селе нет. Люди рассчитывали хоть на какую-то социальную защиту и гарантию. «Вот, мы сейчас доживем до пенсии… Вот-вот… Осталось чуть-чуть…» И тут, как обухом по голове, закон о повышении пенсионного возраста. Сейчас люди растеряны.

Русский человек терпелив, может, он не ходит на митинги, тем более сельский житель, но для него повышение пенсионного возраста — трагедия.

Теперь бабушка не внуками заниматься будет, а работать, потому что ей жить не на что. Да и с возрастом обостряются проблемы со здоровьем. Нужны средства на лекарства. Тебя и так на работу никуда не возьмут, а ты еще и болеешь. Да и коммунальные счета нужно оплачивать. У людей постоянная головная боль: что дальше, как дальше жить будем?

Читайте также: Конфликтолог: пенсионная реформа не рассосется, противоречия усугубляются

Придумали программы переобучения в центрах занятости. С некоторыми из них приходилось сталкиваться.

Вот, например, одна моя знакомая имеет три высших образования. Сократили. Куда ей переобучаться с тремя высшими образованиями, если она больной человек? Никуда. Вот и приходиться ей, буквально, месяцы считать до пенсии.

Кроме того, мы сократили возможность получения инвалидности. Теперь эта процедура настолько усложнена, что очень многим моим знакомым приходится сидеть на шее у родственников. Потому что инвалидность не дают, а работать нет сил.

Ну ладно, если люди семейные, есть много трудоспособных родственников. А если одинокие?

В нашей области были случаи, когда люди, не достигнув еще старого пенсионного возраста, умирали, потому что инвалидность сняли, а срок выхода на пенсию еще не подошел.

Простоял год в центре занятости — срок выплат пособий по безработице закончился. А он одинокий. Жить ему не на что.

Одну женщину буквально дотягивали до пенсии, всем миром. Кормили соседи, знакомые. И то она, выйдя на пенсию, прожила четыре месяца и умерла от инсульта. Потому что постоянный стресс и полная нищета ее доканала, выражаясь по-русски.

А что сейчас после увеличения пенсионного возраста будет с тысячами других людей? Возраст увеличили, а здоровья не прибавили. Это ужас, что сделали с этой пенсионной реформой. Но как достучаться до правительства, к сожалению, мы не знаем.

Корр: Спасибо за интервью.