«Дистанционка» ломает эмоциональность и общительность детей — психолог
Введение дистанционного обучения в российских школах привело к множественным негативным последствиям, о которых говорят политики, ученые, педагоги, общественные деятели и родители школьников.
Специалисты отмечают вызванные дистанционным обучением угрозы для психики детей и формирования личности ребенка. Подробнее о возникших проблемах рассказала психолог и педагог Ольга Сень 24 декабря в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
ИА Красная Весна: Как отразился на психологическом состоянии учеников перевод школ в режим дистанционного обучения?
— Одним из самых больших минусов дистанционного обучения является снижение коммуникативных способностей учеников. Дети не учатся общаться вживую. Они «прячутся» за экраном, а вживую общения очень мало. Этот навык утрачивается.
В этом прослеживается негативная тенденция обрушения образования. Действительно, разрушается вся система образования, все взаимодействия, все воспитательные функции, которые в школе присутствовали. Ведь школа не только учит, но и воспитывает. А какое может быть воспитание на «удаленке»?
Когда люди могут общаться, когда они могут договариваться, когда они понимают друг друга, могут творчески решать задачи, то тогда им многое по плечу. А перевод образования на дистанционку как раз рушит эмоциональность, общительность. Это один из самых больших минусов дистанционного обучения.
Недостаточно получить какие-то знания. Есть замечательное исследование, когда изучили биографию выпускников престижного иностранного университета, обладающих высоким интеллектом. Кто-то из них добился многого в жизни, а кто-то нет. И когда провели исследование, то выяснили, что продвинулся только тот, кто имел высокий эмоциональный интеллект.
Ребенок должен пройти определенные этапы социализации. Когда это начальная школа — это такие гусята, которые ходят за мамочкой — классной руководительницей. Она может подкорректировать какие-то вещи, индивидуально подойти к ребенку. Постепенно дети начинают много общаться в коллективе. Мальчики, девочки, какие-то группы, лидеры. Я не говорю, что это хорошо или плохо, — это необходимо. Надо пройти определенные этапы социализации, вписаться, найти общий язык, побывать в коллективе, в компании.
Это все ребенок должен пройти. Если какой-то этап пропущен или пройден с травмами, то потом это выльется в неумение выстраивать личные взаимоотношения или устанавливать дистанцию, личные границы. Когда этому учиться, если не в школе? И если ребенок не пройдет эти этапы, то что он будет делать во взрослой жизни?
В школе он научится разговаривать с классным руководителем, учителями, с директором. Он научится договариваться с одноклассниками. А потом сможет на работе договориться со своими коллегами. Это навык общения, иначе нельзя.
ИА Красная Весна: Возможно ли компенсировать утрату школьных коммуникаций общением в каких-то кружках, секциях?
— Школу не заменишь никакими кружками, это несопоставимо. Потому что в школе проходит социализация, определенные этапы формирования коллектива, взаимодействия в коллективе. Это очень важный этап формирования личности. И как раз это звено проваливается в процессе дистанционного обучения.
Кружок или секция — это все-таки занятия по интересам. И это сколько, 2-3 часа в неделю? Не заменишь вот этим. А если это спортивная секция, где ребенок индивидуально занимается? Например, такой вид спорта, как плавание. О каком коллективе тут может идти речь? Это совсем другое развитие, другие формируются качества — воля, целенаправленность, работа на достижение результата. То есть какие-то другие вещи, а не умение общаться.
В школе ребята могут всем классом работать на достижение цели — например, вместе участвовать в сборе макулатуры, готовить какое-то выступление и прочее. У школы больше времени и возможностей заниматься вопросами воспитания, в том числе и патриотического воспитания.
В год юбилея Победы на каждом углу говорили о патриотическом воспитании. А как его воспитывать дистанционно?