Церковный раскол на Украине: униаты претендуют на главенство
Надписи с требованиями изгнать священников Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) появились на воротах и заборе, окружающем территорию вокруг Свято-Георгиевского собора города Львова. Провокацию осуществили члены правоэкстремистской группировки С14, 16 января сообщил ресурс «Союз православных журналистов» (СПЖ).
Радикалы подтвердили факт появления надписей и свое авторство, опубликовав в социальных сетях фотографии с места события. Снимки храмовой ограды и ворот, на которые нанесены провокационные призывы, снабжены следующим комментарием: «Активисты С14 Львов напомнили агентам Кремля, что им не место во Львове». В тот же день, 16 января, СПЖ обнародовал информацию о заявлении, сделанном членами С14 на своей странице в Facebook. На этот раз речь идет о Черниговском отделении данного радикального сообщества. Ультранационалисты выразили недовольство тем, что с момента учреждения новой религиозной организации (ПЦУ) в нее «не перешло ни одного прихода». Более того, как утверждают правоэкстремисты, для того, чтобы не дать верующим покинуть каноническую УПЦ МП, «„русский мир“ оказывает давление на прихожан и настоятелей». Как утверждают представители С14, если бы не деструктивное вмешательство, переход был бы массовым.
По мнению националистов, «русский мир» перешел в наступление, «происходит давление на южные приходы, которые все еще находятся в лоне автокефальной ПЦУ». Поэтому радикалы не могут остаться в стороне и готовы вместе с единомышленниками вмешаться в ход событий. Как явствует из текста, опубликованного в Facebook «С14 вместе с братскими организациями готовы предоставить помощь верным ПЦУ». Националисты называют и конкретную цель своего вмешательства — «обеспечить утверждение украинской автокефальной церкви на территории Чернигово-Сиверщины». Завершается это заявление, выложенное в социальную сеть, адресацией к высшим силам: «С нами Бог!». Последнее, учитывая пиетет, с которым украинские ультранационалисты относятся к своим предшественникам, служившим в частях СС, подталкивает к нехорошим ассоциациям. Поневоле вспоминается печально памятное «Gott mit uns», красовавшееся на пряжках вермахта.
Уже с 16 января СМИ начали публиковать информацию об изъятии храмов у УПЦ МП с последующей передачей под контроль представителей новой религиозной организации (ПЦУ), учрежденной 15 декабря.
Отметим, подобное развитие событий стало воплощением в жизнь планов высокопоставленного представителя ПЦУ Филарета Денисенко. В недавнем прошлом этот персонаж носил титул главы Киевского патриархата, возникшего в результате раскола в рядах РПЦ. Данный служитель культа, по сообщению агентства УНИАН и ресурса «Украина.ру», во время проповеди после литургии 8 января сделал важное заявление. Филарет сообщил собравшимся: «Нам надо объединиться с ним (Московским патриархатом — ред.), но это не так просто». Экс-глава Киевского патриархата явно имел в виду не воссоединение с РПЦ, о чем тут же заявил собравшимся. Филарет утверждает, что есть действие, которое нужно совершить безотлагательно: «Первое — объединить украинское православие в одну Украинскую православную церковь». И это учреждение должно иметь всеми признанный автокефальный статус. Это всё должно быть оформлено так, «чтобы все православные церкви, не только Константинопольский патриархат, но и все другие, признали автокефалию поместной Православной церкви Украины». Теперь «С14 вместе с братскими организациями» принялись реализовывать эти замыслы.
Эти амбициозные планы на сегодняшний день находят однозначную поддержку только среди представителей УГКЦ. Примеров тому накопилось уже немало. Например, 17 января, как сообщили владельцы страниц в социальной сети Facebook, в городе Монастыриска появился особый плакат. Его вывесил протопресвитер Бучацкой епархии УГКЦ Игорь Джиджора. Билборд, на котором есть фотография клирика униата, содержит такой текст: «Я поддерживаю Президента, патриота Украины. о. Игорь Джиджора. Поздравляем с предоставлением Томоса украинской Церкви».
Впрочем, протопресвитер Джиджора, может быть, еще недостаточно знаком широкой публике. Но есть и другой, вполне авторитетный представитель грекокатоликов — епископ Украинской грекокатолической церкви Борис Гудзяк. Этот иерарх униатской церкви, характеризуя отношения УГКЦ и недавно созданной ПЦУ, заявил: «Мы должны быть вместе, и это плохо, что мы привыкли к тому, что мы разделены», — 11 января сообщил СПЖ.
Отметим, что Борис Гудзяк — особая персона. Помимо епископского статуса в церковной «табели о рангах» и поста президента Украинского католического университета (УКУ), он достиг определенных успехов и на мирском поприще. За некие заслуги данный иерарх был удостоен французскими властями звания кавалера ордена Почетного легиона Французской республики.
Напомним, что эта награда является признанием выдающихся достижений, совершенных во благо Франции, на военном или гражданском поле деятельности. Вручается этот орден французским президентом.
В свете только что сказанного неудивительно, что инициатива по созданию тесного союза двух религиозных организаций — ПЦУ и униатской УГКЦ — была весьма одобрительно встречена в соседней католической Польше. Как сообщил 11 января ресурс «Украина.ру», инициатива главы униатов Святослава Шевчука, решившего «искать те точки соприкосновения, которые будут нас объединять», заслужила самые лестные отзывы.
Приведем заявление польского публициста, писателя и кинокритика Лукаша Адамского, по мнению которого Святослав Шевчук выдвинул «очень интересное предложение, выгодное для христианства в Украине». Представитель польской творческой интеллигенции поспешил развеять всякие сомнения по поводу руководителя УГКЦ, позволившего себе очень смелые высказывания. Весьма необычные суждения архиепископа Шевчука могли быть истолкованы как стремление освободиться от опеки Римской курии. Однако Лукаш Адамский сказал: «Я не думаю, что митрополит Шевчук планирует нарушить единство со Святым престолом». Но, успокоив приверженцев католицизма, пан Адамский подтверждает опасения православных, вполне откровенно заявляя: «Речь идет о „неоунии“». Такому повороту событий Лукаш Адамский, занимающий должность заместителя директора Польско-Российского центра диалога и согласия, явно радуется и очень надеется на успех: «Держим кулаки!».
Необходимо напомнить, что российские власти, вполне терпимо относящиеся к различным медиаперсонам, даже к тем, кто не слишком симпатизирует России, были вынуждены лишить пана Адамского права въезда на территорию РФ.
Отметим, что Святой престол до настоящего времени никак не высказался по существу событий, разворачивающихся на Украине. Несмотря на то, что в процессы, запущенные учреждением официальным Киевом новой религиозной организации, уже вовлечена подотчетная главе католиков структура УГКЦ, римский понтифик хранит молчание. Единственный раз, когда Папа высказывался по вопросам, связанным с событиями на территории Украины, освещен в публикации немецкого информационного агентства Ди Вельт от 7 января 2019 года. В данном материале сообщается, что папа Франциск намеревается продолжить осуществление уже начатых гуманитарных проектов. Заявленной целью этих мероприятий является «помощь украинскому населению, страдающему от конфликта прежде всего в восточных областях страны». Помимо этого, римский понтифик упомянул «новые тревожные события в Черном море». Отметим, что в ходе выступления папы Франциска на новогоднем приеме, организованном для дипломатов, Россия ни в каком ключе не упоминалась.
Однако демонстративное дистанцирование Римской курии от разгоревшегося конфликта не снимает вопросов, уже возникших у той православной части украинского социума, которая ориентируется на канонические церковные структуры. Примером такого вопроса, острота которого будет только нарастать, может послужить упомянутый Константинопольским экзархом владыка Андрей Шептицкий (29 июля 1865 — 1 ноября 1944).
Экзарх, сам в прошлом униат, привел митрополита Шептицкого в качестве примера, как духовного авторитета, у которого можно учиться, которому можно подражать.
Но напомним слова самого Шептицкого, лидера униатов, процитированные архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в интервью 1 мая 2008 года ресурсу «ПРОФИЛЬ». В 1914 году Андрей Шептицкий заявил: «Украинцы — лишь орудие божественного промысла, призванные вырвать христианский Восток из клещей ереси (то есть православия. — „Профиль“), водворить его в лоно апостольского престола (то есть Ватикана. — „Профиль“) и европейского сообщества».
Приведем еще одно свидетельство, оставленное православным архиереем, как говорится, «по долгу службы» вынужденного общаться с представителями Ватикана.
Предоставим слово человеку, очень хорошо известному нашим православным согражданам, митрополиту Антонию Сурожскому (6 июня 1914 — 4 августа 2003). Владыка Антоний, обращаясь к собравшимся на собор архиереям 5 февраля 1997 года, заявил: «Пора нам осознать то, что Рим думает только о поглощении православия. Богословские встречи и „сближение“ на текстах никуда не ведут, ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить православную церковь».
Уже завершивший свой земной путь и обращающийся к нам из прошлого Антоний Сурожский категорически настаивает на том, что «богословские встречи и „сближение“ на текстах никуда не ведут». Это звучит как предостережение тем, кто в наше время слышит уверения руководителя грекокатоликов Святослава Шевчука — «в дальнейшем будем искать те точки соприкосновения, которые будут нас объединять».
Митрополит Антоний, проживший весьма насыщенную событиями жизнь, имел основания заявить, что за внешним лоском речей и видимой респектабельностью действий эмиссаров Святейшего престола «стоит твердая решимость Ватикана поглотить православную церковь». Этот тезис находит подтверждение в событиях сегодняшнего дня, 17 января ресурс «Союз православных журналистов» сообщил об очередном демарше главы грекокатоликов архиепископа Святослава Шевчука. На этот раз руководитель униатов поставил под сомнение право канонической православной церкви владеть собором Святой Софии в Киеве. Святослав Шевчук заявил, что все церковные структуры на Украине — это части «ныне разделенной Киевской церкви», а, следовательно, «ни одна из Церквей-наследников этой Церкви не может единолично занимать древний собор Премудрости Божией Софии Киевской». Тем самым УГКЦ заявила о своем праве на то, на что никогда прав не имела. Однако у представителей Римской курии свое представление о правах.
По странному стечению обстоятельств в тот же день, 17 января, ресурс «ПРАВОСЛАВИЕ.RU» сообщил о претензиях, выдвинутых патриархом Варфоломеем. Глава Константинопольского патриархата, разместившегося на территории стамбульского квартала Фанар, как сообщило издание, «потребовал отдать ему монастыри Крыма. А если это окажется невозможным, то возместить потери в денежном эквиваленте».
Комментировавший этот демарш православный батюшка, несущий службу в Крыму, перемежая современный русский и церковнославянский языки, сказал: «Паки и паки: слава Богу, что мы снова в России!»
Отметим, что в прошлое ушло время, когда вера в высшие силы регламентировала практически все аспекты жизни и отдельного человека, и целых государств. Однако и сегодня религия остается весьма важным фактором, имеющим в том числе и политическое значение.
Присмотримся к фигуре, действия которой резко осложнили ситуацию на Украине. Патриарх Варфоломей (в миру Дими́триос Архондо́нис) этнически принадлежит к грекам, проживающим на территории Турецкой Республики и имеющим турецкое гражданство. По информации, опубликованной 25 июля 2008 года РИА Новости, «в 1961–1963 гг. служил офицером в турецкой армии». ИА REGNUM в материале от 27 декабря приводит высказывание экс-руководителя израильской спецслужбы «Натив» Якова Кедми, подтверждающего факт службы патриарха в ВС Турции в чине капитана. Отметим также и такой факт — на данный момент турецкие спецслужбы расследуют степень причастности главы Константинопольского патриархата к так называемому заговору Фетхуллаха Гюлена и гипотетические связи патриарха Варфоломея с Центральным разведывательным управлением.
Даже такой краткий обзор породит много вопросов и позволит вполне уверенно утверждать, что глава патриархата, расположенного на Фанаре, совсем не чужд политики. Да и само место, где расположена резиденция Варфоломея, располагает к серьезным размышлениям.
Ватикан, как принято говорить в таких случаях, «в особом представлении не нуждается», вековые политические амбиции Римской курии широко известны. И все-таки небольшой исторический экскурс не повредит. Обратимся к сборнику «УКРАИНСТВО, кем и зачем оно сконструировано». Вот как там описано становление католицизма: «Западная Римская империя подверглась завоеванию германскими племенами. Впоследствии, когда здесь сформировалось множество отдельных феодальных государств, Римской церкви удалось решить сложнейшую задачу — она сумела стать духовной скрепой, благодаря которой раздробленная на части Западная Европа обрела черты единой цивилизации.
Безусловно, такая задача была по плечу только очень сильному субъекту, наделенному страстью, духом и волей. Но в то же время решение такой задачи было облегчено вышеупомянутым обстоятельством — тем, что римские епископы не встречали на территории Западной Римской империи противодействия со стороны других крупных христианских религиозных центров, поскольку таковых на Западе просто не было. В результате здесь сложилась со временем мощная разветвленная церковная организация с единым центром в Риме, претендовавшая на то, чтобы светская власть признала первенство власти церковной, и самым активным образом участвовавшая в формировании политической карты Европы.»
Упомянутые выше грекокатолики (униаты), появившиеся благодаря усилиям ордена иезуитов, в полной мере унаследовали от своих создателей страсть к политическим авантюрам. Помимо связи с украинскими националистами, сотрудничества с немецкой оккупационной администрацией во время Второй мировой войны, униаты приняли участие в политическом проекте, разработанном во времена Юзефа Пилсудского.
В третьем томе сборника «Труды общества изучения истории отечественных спецслужб» подробно изложена история данной инициативы, получившей имя «Прометей».
Этот проект преследовал одну цель: ради создания великой и могучей Польши, ставилась задача ослабить и раздробить на части Российскую империю. Позднее такая участь была уготована Советскому Союзу. Для реализации амбициозного плана были привлечены многие специалисты, военные и гражданские. Среди участников была и группа, занятая идеологическим содержанием этого начинания. К теме данной статьи прямое отношение имеет один из фигурантов, справку о нем подготовили авторы сборника: «Иоахим Волошиновский — дворянин, церковный деятель; происходил из именитой семьи униатских епископов Мукаческой Греко-католической епархии; в 1920–1930-е гг. принимал активное участие в проведении униатской экспансии в Подолии и на Волыни; в 1930–1939 гг. сотрудничал с такими издаваемыми в Польше католическими вестниками, как „Oriens“, „Unija“, „Kitiez“ („Russkij Katoliczeskij Westnik“), „Da zluc-zennja“, „K Sojedinieniju“, „Druch“ и др. Был связан с организацией „Кружок католического единства“ („KoJo Jednosci Katolickiej“), созданной 13.10.1931 г. в Варшаве ксендзом Ст. Мыстковским в целях содействия униатскому движению, а также (с 1930 г.) — с Апостольским визитатором греко-католиков в Восточной Польше епископом Николаем Чарнецким и митрополитом Греко-католической церкви Андреем Шептицким».
Как это ни печально, религия слишком часто переплетается с политикой в очень туго сплетенную «косичку». Вера в высшие силы, сопутствующая человеку во все века, видимо, всегда шла рука об руку с политикой. И, как мы можем убедиться, эта пара, благодаря усилиям весьма влиятельных людей, останется неразлучной.
Глядя на происходящее сегодня с православным миром, когда наконец Ватикан догадается, что этот колокол звонит и по нему?