Эксперт: прожиточный минимум в РФ меньше потребительской корзины в 1,5 раза
Почему растут цены на продукты в России и как это может быть связано с установленным законом прожиточным минимумом? Какие возможности усиления продовольственной безопасности сегодня существуют для нашей страны?
ИА Красная Весна продолжает обсуждение этих вопросов с главным научным сотрудником СибНИИЭСХ СФНЦА РАН, ведущим научным сотрудником ИЭОПП СО РАН, доктором экономических наук, профессором Ириной Васильевной Щетининой.
Первая часть интервью: Рост цен на продукты связан с «дырами» продбезопасности — экономист
ИА Красная Весна: Ирина Васильевна, какие еще направления продовольственной безопасности у нас не дотягивают до необходимого уровня?
Ирина Щетинина: Одно из направлений продовольственной безопасности — это обеспечение социальной доступности продуктов питания. Наиболее актуально оно для стран Азии и Африки, на которые приходится максимальное число голодающих и недоедающих — 381 млн и 250 млн человек соответственно, или более 91% от всех голодающих в мире. Самая сложная ситуация складывается в «горячих точках», где без гуманитарной помощи для социально незащищенных людей нет возможности получить продовольствие.
Для того, чтобы в России не сложилась подобная ситуация в неурожайные годы, во время эпидемии или эпизоотии (болезни домашних животных), при других форс-мажорных обстоятельствах, необходимо дальнейшее инновационное развитие АПК на современных технологиях и методах организации экономики. Это снизит зависимость урожайности сельхозкультур и продуктивности животных от природно-климатических условий, неблагоприятной эпидобстановки, повысит надежность техники, соблюдение технологических требований.
ИА Красная Весна: Ирина Васильенвна, в прошлый раз вы упомянули законодательные новации, которые могут снизить экономическую доступность продуктов для населения.
Ирина Щетинина: Сейчас об этом расскажу. Имеется третье важное направление обеспечения продовольственной безопасности — создание экономической, или, если понимать более узко, — финансовой доступности продуктов питания для каждого жителя страны. Возможность покупать в достаточном количестве продукты питания становится всё более актуальной в последнее время, в условиях влияния пандемии на экономику страны и снижения реальных доходов граждан.
Стоит посмотреть на возможности населения наполнить так называемую продовольственную корзину. В нее должен входить основной набор продуктов, необходимых для здоровья и жизнедеятельности человека. До 2021 года продовольственная корзина включала в себя 42 наименования продуктов питания в натуральных показателях, утвержденных приказом Минтруда России. Их стоимость определялась в ценах, указанных Росстатом. Помимо пищевых продуктов, в потребительскую корзину входили непродовольственные товары и услуги на такую же сумму. Соответственно потребительской корзине устанавливались прожиточный минимум и минимальная оплата труда.
Начиная с 2021 года расчет продовольственной корзины, а значит, и потребительской, отменен. Величина прожиточного минимума для России в целом устанавливается правительством РФ на год с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Кроме того, устанавливается разделение прожиточного минимума по группам населения.
Для трудоспособного населения прожиточный минимум составляет 109% к его средней по России величине, для пенсионеров — 86% и для детей — 97%. Поэтому в 2021 году величина прожиточного минимума в России на душу населения установлена 11 653 рублей, для трудоспособных граждан — 12 702 рублей, для пенсионеров — 10 022 рублей и детей — 11 303 рублей.
В регионах РФ величина прожиточного минимума устанавливается на базе среднероссийского показателя и показателя региона с учетом коэффициента регионального разделения населения по группам, который определяет правительство России.
ИА Красная Весна: Чем плоха новая схема расчетов прожиточного минимума?
Ирина Щетинина: Из-за применения новой методики определения прожиточного минимума у значительной части населения могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с экономической доступностью продуктов питания. В частности, на 2021 год величина прожиточного минимума установлена в размере 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год без учета инфляции, роста цен и снижения реальных доходов населения за последние годы.
Соответственно этому, несмотря на фактический и вероятный в 2021 году рост цен, население страны вынуждено ориентироваться в своем питании на затраты двухлетней давности. И хотя согласно изменениям в федеральном законе о прожиточном минимуме указано, что его величина в 2021 году в субъектах РФ не должна быть ниже, чем во втором квартале 2020 года, учитывая методику его расчета, существенного повышения прожиточного минимума в регионах России ожидать не приходится.
ИА Красная Весна: То есть согласно новой методике часть жителей страны, у которых доход значительно ниже медианного, будут испытывать трудности с приобретением необходимого количества качественных продуктов питания?
Ирина Щетинина: Именно. В частности, если в 2019 году медианный среднедушевой доход в РФ составлял 26 365 руб., то соответственно, более чем у 73 млн человек (почти у половины населения страны) доход был ниже 26 тыс. руб. Прожиточный минимум на 2021 г. установлен в 2,3 раза ниже медианного уровня, а затраты, которые определил Росстат на основной набор потребительских товаров и услуг, уже в январе 2021 года был в 1,5 раза выше прожиточного минимума (табл. 4).
То есть всё население, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума, а также те, у кого доход в 1,5 раза ниже медианного (26 365 руб.: 17 348 руб.), будут в затруднительном положении при покупке качественных пищевых продуктов. Даже если таких людей окажется лишь половина от имеющих доходы ниже медианного, то и тогда их будет не менее 30 млн человек.
Таким образом, расчет прожиточного минимума по медианному уровню доходов может быть применен в России только после формирования стабильной развитой экономики, достижения высокого уровня оплаты труда, пенсий и иных доходов при минимально возможной инфляции и твердом рубле.
ИА Красная Весна: Каким способом необходимо рассчитывать прожиточный минимум сегодня?
Ирина Щетинина: : Можно предложить следующий подход к определению величины прожиточного минимума (Рmin) с учетом не медианного среднедушевого дохода, а исходя из средней стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг за предыдущий период (Нtu), предоставленной Росстатом и увеличенной на прогнозируемый Банком России коэффициент инфляции (Кin):
Рmin = (1+ Кin) х Нtu
Временной период может быть определен руководством страны соответственно возможностям бюджета: месяц, квартал, полугодие, год или иное. По такой формуле величина прожиточного минимума в целом по России в 2021 г. составила бы в среднем 18 тыс. рублей. Это в 1,5 раза выше официально установленного уровня.
Указанный расчетный уровень можно признать более обоснованным, так как он учитывает реальные затраты населения, в том числе на питание. Хотя эти затраты также лишь усредненные, но они позволяют большему количеству населения иметь доход, обеспечивающий более качественное питание, поскольку величина прожиточного минимума в определенной степени учитывается при установлении минимального размера оплаты труда и при начислении социальных выплат.
По регионам страны затраты объективно различны, поэтому можно использовать среднюю стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, в каждом субъекте РФ за предыдущий период.
Например, максимальный уровень стоимости набора составит в Центральном ФО 21 тыс. рублей, минимальный — в Северо-Кавказском ФО (чуть более 16 тыс. рублей). Внутри федеральных округов величина прожиточного минимума также может быть рассчитана по предложенной формуле (табл. 5).
Рассчитанная таким образом величина прожиточного минимума позволит более чем наполовину снизить уровень фактической бедности в стране, гарантированно обеспечить экономическую доступность продовольствия не менее 131 млн жителей России, имеющих доход равный или выше прожиточного минимума. Для остальных малообеспеченных граждан (в основном многодетных семей, которых в России в 2020 году, по данным Росстата, 1,6 млн или от 8 до 15 млн человек) могут быть применены социальные выплаты и иные финансово-экономические механизмы, включая продовольственные карточки, дополнительные выплаты на детей и прочее.
ИА Красная Весна: В итоге получилось, что ключевыми действиями власти, приводящими к ухудшению продбезопасности стали законодательные новшества и новая методика расчета прожиточного минимума?
Ирина Щетинина: : В определенной степени да. Хотя и предыдущие расчеты потребительской корзины были тоже не совершенны. Но законодательные новации по полному отказу от расчета потребностей населения в необходимых продуктах питания, товарах народного потребления и услугах, точно еще больше снизят доступность пищевых продуктов для населения.
Напомню — речь идет о поправках в Федеральный закон 1997 г. № 134-ФЗ и о новой методике определения прожиточного минимума. В этих документах указано, что начиная с 2021 года, предусматривается отказ от расчета потребительской корзины и переход к определению прожиточного минимума в соответствии с медианным среднедушевым доходом. Это и приведет к снижению экономической доступности пищевых продуктов для большей части населения страны.
При таком подходе доходы населения заведомо будут ниже стоимости основного набора потребительских товаров и услуг. Чтобы не допустить такой ситуации, стоит изменить методику определения прожиточного минимума. Нужно взять за основу стоимость фиксированного набора товаров и услуг за определенный период времени в прошлом и увеличить его стоимость на ожидаемый коэффициент инфляции.
Такой подход позволит гарантированно обеспечить 90% населения страны (131 млн человек из 146 млн) минимально необходимым доходом, который позволит приобретать продукты питания без существенного снижения общего уровня благосостояния.
Читайте также: Решат ли пластик, бактерии и открытые границы проблему голода?
(теги пока скрыты для внешних читателей)