Законом установлен уровень прожиточного минимума в 1,5 раза ниже реальной стоимости потребительской корзины. О какой продбезопасности мы говорим? 

Эксперт: прожиточный минимум в РФ меньше потребительской корзины в 1,5 раза

Генри Жюль Жан Жоффруа. Голодание. 1886
Генри Жюль Жан Жоффруа. Голодание. 1886

Почему растут цены на продукты в России и как это может быть связано с установленным законом прожиточным минимумом? Какие возможности усиления продовольственной безопасности сегодня существуют для нашей страны?

ИА Красная Весна продолжает обсуждение этих вопросов с главным научным сотрудником СибНИИЭСХ СФНЦА РАН, ведущим научным сотрудником ИЭОПП СО РАН, доктором экономических наук, профессором Ириной Васильевной Щетининой.

Изображение: © ИА Красная Весна
Ирина Щетинина
Ирина Щетинина
ЩетининаИрина

Первая часть интервью: Рост цен на продукты связан с «дырами» продбезопасности — экономист

ИА Красная Весна: Ирина Васильевна, какие еще направления продовольственной безопасности у нас не дотягивают до необходимого уровня?

Ирина Щетинина: Одно из направлений продовольственной безопасности — это обеспечение социальной доступности продуктов питания. Наиболее актуально оно для стран Азии и Африки, на которые приходится максимальное число голодающих и недоедающих — 381 млн и 250 млн человек соответственно, или более 91% от всех голодающих в мире. Самая сложная ситуация складывается в «горячих точках», где без гуманитарной помощи для социально незащищенных людей нет возможности получить продовольствие.

Для того, чтобы в России не сложилась подобная ситуация в неурожайные годы, во время эпидемии или эпизоотии (болезни домашних животных), при других форс-мажорных обстоятельствах, необходимо дальнейшее инновационное развитие АПК на современных технологиях и методах организации экономики. Это снизит зависимость урожайности сельхозкультур и продуктивности животных от природно-климатических условий, неблагоприятной эпидобстановки, повысит надежность техники, соблюдение технологических требований.

ИА Красная Весна: Ирина Васильенвна, в прошлый раз вы упомянули законодательные новации, которые могут снизить экономическую доступность продуктов для населения.

Ирина Щетинина: Сейчас об этом расскажу. Имеется третье важное направление обеспечения продовольственной безопасности — создание экономической, или, если понимать более узко, — финансовой доступности продуктов питания для каждого жителя страны. Возможность покупать в достаточном количестве продукты питания становится всё более актуальной в последнее время, в условиях влияния пандемии на экономику страны и снижения реальных доходов граждан.

Стоит посмотреть на возможности населения наполнить так называемую продовольственную корзину. В нее должен входить основной набор продуктов, необходимых для здоровья и жизнедеятельности человека. До 2021 года продовольственная корзина включала в себя 42 наименования продуктов питания в натуральных показателях, утвержденных приказом Минтруда России. Их стоимость определялась в ценах, указанных Росстатом. Помимо пищевых продуктов, в потребительскую корзину входили непродовольственные товары и услуги на такую же сумму. Соответственно потребительской корзине устанавливались прожиточный минимум и минимальная оплата труда.

Начиная с 2021 года расчет продовольственной корзины, а значит, и потребительской, отменен. Величина прожиточного минимума для России в целом устанавливается правительством РФ на год с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Кроме того, устанавливается разделение прожиточного минимума по группам населения.

Для трудоспособного населения прожиточный минимум составляет 109% к его средней по России величине, для пенсионеров — 86% и для детей — 97%. Поэтому в 2021 году величина прожиточного минимума в России на душу населения установлена 11 653 рублей, для трудоспособных граждан — 12 702 рублей, для пенсионеров — 10 022 рублей и детей — 11 303 рублей.

В регионах РФ величина прожиточного минимума устанавливается на базе среднероссийского показателя и показателя региона с учетом коэффициента регионального разделения населения по группам, который определяет правительство России.

ИА Красная Весна: Чем плоха новая схема расчетов прожиточного минимума?

Ирина Щетинина: Из-за применения новой методики определения прожиточного минимума у значительной части населения могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с экономической доступностью продуктов питания. В частности, на 2021 год величина прожиточного минимума установлена в размере 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год без учета инфляции, роста цен и снижения реальных доходов населения за последние годы.

Изображение: Источник здесь и далее: Щетинина И. В. Документы новые — проблемы старые. О доступности продуктов питания в России // ЭКО. 2021. № 6. С. 77–98. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-6-77-98
Прирост цен в 2020 году на основные продукты питания  в сравнении с ценами 2019 года, %
Прирост цен в 2020 году на основные продукты питания в сравнении с ценами 2019 года, %
%года,2019ценамиссравнениивпитанияпродуктыосновныенагоду2020вценПрирост

Соответственно этому, несмотря на фактический и вероятный в 2021 году рост цен, население страны вынуждено ориентироваться в своем питании на затраты двухлетней давности. И хотя согласно изменениям в федеральном законе о прожиточном минимуме указано, что его величина в 2021 году в субъектах РФ не должна быть ниже, чем во втором квартале 2020 года, учитывая методику его расчета, существенного повышения прожиточного минимума в регионах России ожидать не приходится.

ИА Красная Весна: То есть согласно новой методике часть жителей страны, у которых доход значительно ниже медианного, будут испытывать трудности с приобретением необходимого количества качественных продуктов питания?

Ирина Щетинина: Именно. В частности, если в 2019 году медианный среднедушевой доход в РФ составлял 26 365 руб., то соответственно, более чем у 73 млн человек (почти у половины населения страны) доход был ниже 26 тыс. руб. Прожиточный минимум на 2021 г. установлен в 2,3 раза ниже медианного уровня, а затраты, которые определил Росстат на основной набор потребительских товаров и услуг, уже в январе 2021 года был в 1,5 раза выше прожиточного минимума (табл. 4).

Изображение: Источник здесь и далее: Щетинина И. В. Документы новые — проблемы старые. О доступности продуктов питания в России // ЭКО. 2021. № 6. С. 77–98. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-6-77-98
Расчетная величина прожиточного минимума и набора потребительских товаров и услуг в 2021 г.
Расчетная величина прожиточного минимума и набора потребительских товаров и услуг в 2021 г.
2021 г.вуслугитоваровпотребительскихнабораиминимумапрожиточноговеличинаРасчетная

То есть всё население, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума, а также те, у кого доход в 1,5 раза ниже медианного (26 365 руб.: 17 348 руб.), будут в затруднительном положении при покупке качественных пищевых продуктов. Даже если таких людей окажется лишь половина от имеющих доходы ниже медианного, то и тогда их будет не менее 30 млн человек.

Таким образом, расчет прожиточного минимума по медианному уровню доходов может быть применен в России только после формирования стабильной развитой экономики, достижения высокого уровня оплаты труда, пенсий и иных доходов при минимально возможной инфляции и твердом рубле.

ИА Красная Весна: Каким способом необходимо рассчитывать прожиточный минимум сегодня?

Ирина Щетинина: : Можно предложить следующий подход к определению величины прожиточного минимума (Рmin) с учетом не медианного среднедушевого дохода, а исходя из средней стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг за предыдущий период (Нtu), предоставленной Росстатом и увеличенной на прогнозируемый Банком России коэффициент инфляции (Кin):

Рmin = (1+ Кin) х Нtu

Временной период может быть определен руководством страны соответственно возможностям бюджета: месяц, квартал, полугодие, год или иное. По такой формуле величина прожиточного минимума в целом по России в 2021 г. составила бы в среднем 18 тыс. рублей. Это в 1,5 раза выше официально установленного уровня.

Указанный расчетный уровень можно признать более обоснованным, так как он учитывает реальные затраты населения, в том числе на питание. Хотя эти затраты также лишь усредненные, но они позволяют большему количеству населения иметь доход, обеспечивающий более качественное питание, поскольку величина прожиточного минимума в определенной степени учитывается при установлении минимального размера оплаты труда и при начислении социальных выплат.

По регионам страны затраты объективно различны, поэтому можно использовать среднюю стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, в каждом субъекте РФ за предыдущий период.

Например, максимальный уровень стоимости набора составит в Центральном ФО 21 тыс. рублей, минимальный — в Северо-Кавказском ФО (чуть более 16 тыс. рублей). Внутри федеральных округов величина прожиточного минимума также может быть рассчитана по предложенной формуле (табл. 5).

Изображение: Источник здесь и далее: Щетинина И. В. Документы новые — проблемы старые. О доступности продуктов питания в России // ЭКО. 2021. № 6. С. 77–98. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-6-77-98
Максимальная и минимальная расчетные величины прожиточного минимума по федеральным округам РФ на 2021 год, руб.
Максимальная и минимальная расчетные величины прожиточного минимума по федеральным округам РФ на 2021 год, руб.
руб.год,2021наРФокругамфедеральнымпоминимумапрожиточноговеличинырасчетныеминимальнаяиМаксимальная

Рассчитанная таким образом величина прожиточного минимума позволит более чем наполовину снизить уровень фактической бедности в стране, гарантированно обеспечить экономическую доступность продовольствия не менее 131 млн жителей России, имеющих доход равный или выше прожиточного минимума. Для остальных малообеспеченных граждан (в основном многодетных семей, которых в России в 2020 году, по данным Росстата, 1,6 млн или от 8 до 15 млн человек) могут быть применены социальные выплаты и иные финансово-экономические механизмы, включая продовольственные карточки, дополнительные выплаты на детей и прочее.

ИА Красная Весна: В итоге получилось, что ключевыми действиями власти, приводящими к ухудшению продбезопасности стали законодательные новшества и новая методика расчета прожиточного минимума?

Ирина Щетинина: : В определенной степени да. Хотя и предыдущие расчеты потребительской корзины были тоже не совершенны. Но законодательные новации по полному отказу от расчета потребностей населения в необходимых продуктах питания, товарах народного потребления и услугах, точно еще больше снизят доступность пищевых продуктов для населения.

Напомню — речь идет о поправках в Федеральный закон 1997 г. № 134-ФЗ и о новой методике определения прожиточного минимума. В этих документах указано, что начиная с 2021 года, предусматривается отказ от расчета потребительской корзины и переход к определению прожиточного минимума в соответствии с медианным среднедушевым доходом. Это и приведет к снижению экономической доступности пищевых продуктов для большей части населения страны.

При таком подходе доходы населения заведомо будут ниже стоимости основного набора потребительских товаров и услуг. Чтобы не допустить такой ситуации, стоит изменить методику определения прожиточного минимума. Нужно взять за основу стоимость фиксированного набора товаров и услуг за определенный период времени в прошлом и увеличить его стоимость на ожидаемый коэффициент инфляции.

Такой подход позволит гарантированно обеспечить 90% населения страны (131 млн человек из 146 млн) минимально необходимым доходом, который позволит приобретать продукты питания без существенного снижения общего уровня благосостояния.

Читайте также: Решат ли пластик, бактерии и открытые границы проблему голода?