Пандемия COVID-19 увеличила количество голодающих на одну пятую. Рост числа голодающих во всем мире угрожает оказать долгосрочное воздействие на мировое снабжение продовольствием

Решат ли пластик, бактерии и открытые границы проблему голода?

Генри Жюль Жан Жоффруа. Голодание. 1886
Генри Жюль Жан Жоффруа. Голодание. 1886
Генри Жюль Жан Жоффруа. Голодание. 1886

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), пандемия COVID-19 ведет к росту глобального голода. Об этом заявил главный экономист и помощник генерального директора ФАО по экономическому и социальному развитию Максимо Тореро.

ФАО установила, что в 2019 году от голода пострадало примерно 690 миллионов человек. Некоторые опасаются, что рост мировых цен на продовольствие ведет к голодному кризису.

В 2020 году глобальный голод вырос на 18%, число страдающих от голода в мире составило от 720 до 811 миллионов человек, что стало самым большим увеличением за 15 лет.

«В 2020 году от 720 до 811 миллионов человек голодали. Это примерно на 118 миллионов человек больше, чем в 2019 году», — проинформировала ФАО.

«Мы видим, что цифры зашкаливают», — сказал Доминик Берджон, директор ФАО по чрезвычайным ситуациям и обеспечению устойчивости.

Согласно прогнозу ФАО, около 660 миллионов человек в мире могут столкнуться с голодом к 2030 году, в том числе и из-за длительного воздействия пандемии COVID-19 на глобальную продовольственную безопасность.

Спрос на продукты питания увеличится на 35–56% в период 2010–2050 годов, считают ученые из Нидерландов. Работа, проведенная Вагенингенским исследовательским университетом в Нидерландах, показывает, что более 820 миллионов человек в мире не имеют достаточного количества продовольствия. При этом изменение климата и растущая конкуренция за землю и воду усиливают обеспокоенность по поводу будущего баланса между спросом и предложением продовольствия.

Исследование, опубликованное в журнале Nature Food, оценивало два ключевых показателя безопасности пищевых продуктов: будущий спрос на продукты питания и доля населения, подверженная риску голода.

Будущий спрос на продукты питания является ключевым фактором требуемого увеличения производства продуктов питания и связанного с этим воздействия на изменения в землепользовании, биоразнообразие и изменение климата. Население, подверженное риску голода, является показателем числа людей, страдающих хроническим отсутствием продовольственной безопасности.

Исследование показывает, что доля населения, подверженного риску голода, увеличится на 8% к 2050 году. Это означает, что стратегическая цель по искоренению голода и обеспечению продовольственной безопасности в мире достигнута не будет.

Гуманитарный путь решения проблемы голода

На пути решения проблемы голода существует масса препятствий, часть из которых носит гуманитарный характер, проявляясь в виде неэффективной политики ряда стран, неоптимального международного регулирования, бюрократических преград, сложностей логистики и так далее.

«На пути к ликвидации голода не должно быть конфликтов, блокпостов и бюрократических препон. Гуманитарный доступ — понятие отнюдь не абстрактное: необходимо, чтобы власти своевременно готовили документы, позволяющие доставить продовольствие без задержек, чтобы грузовики могли проезжать через блокпосты к месту назначения, чтобы люди, занятые оказанием гуманитарной помощи, перестали быть мишенью и могли спокойно продолжать работу по спасению жизней и восстановлению источников средств к существованию», — подчеркнул исполнительный директор ВПП ООН Дэвид Бизли.

В странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) данную проблему предложили решать с помощью унификации, утвердив общие правила обеспечения продовольственной безопасности. Такое предложение сделала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), о чем заявила официальный представитель ЕЭК Ия Малкина 20 августа на брифинге.

«Мы будем предлагать на очередном заседании Совета ЕЭК утвердить основные общие принципы и подходы к обеспечению продовольственной безопасности для стран нашего союза», — рассказала Малкина.

По ее словам, данный документ охватит меры, способные повысить эффективность сельхозпроизводства, а также уменьшить опасность возникновения дефицита продовольственных товаров.

Кроме того, она отметила, что в периоды форс-мажорных неблагоприятных явлений данные принципы будут «способствовать тому, что государства-члены будут чувствовать себя в этом смысле безопасными».

При этом представитель ЕЭК подчеркнула, что решение проблемы продовольственной безопасности имеет тесную связь с вопросом импортозамещения.

«Работа в рамках обеспечения собственной продовольственной безопасности не может не повлечь и перспективу импортозамещения определенных материально-технических ресурсов, которые используются сегодня в агропромышленном комплексе наших государств», — подытожила она.

Пособия и безусловный доход

Ряд стран делает ставку на то, чтобы повысить экономическую доступность для населения сбалансированного питания с помощью расширения доступности льгот и пособий.

Так, минсельхоз США собирается с октября 2021 года увеличить размер пособий по программе дополнительной помощи в области питания на 25% по сравнению с допандемийным уровнем. Это крупнейшее с 1979 года изменение в программе борьбы с голодом, известной как SNAP, которой в настоящее время пользуются более 40 миллионов американцев.

В 2020 году число жителей Штатов, испытывающих нехватку продовольствия, составляло 45 миллионов. По оценкам экспертов из США, запланированное повышение денежных выплат со $121 до $157 на каждого в семье из четырех человек может снизить уровень отсутствия продовольственной безопасности среди получателей SNAP на 50%.

Крейг Гундерсен, завкафедрой фонда Бейлора по борьбе с голодом и бедностью и профессор факультета экономики считает, что необходимо преобразовать SNAP в универсальную программу базового дохода. Ученый уверен, что решить проблему продовольственной безопасности в США можно, если предоставить всем американцам льготы, позволяющие им покупать то, что нужно для сбалансированного питания.

Гундерсен уверен, что если предоставить всем, независимо от их дохода, одинаковую помощь, то уровень продовольственной безопасности увеличится на 89%. При этом такая мера обойдется в $730 миллиардов в год, что почти в 10 раз превышает текущий уровень расходов.

Проблема удовлетворения спроса

Помимо гуманитарных проблем существует объективная необходимость в увеличении производства продуктов питания для растущего населения. Многие исследователи отмечают, что обеспечить увеличение площади пригодных для сельхоздеятельности земель не удастся и необходимо внедрять новые методы производства продуктов питания для удовлетворения растущего спроса.

Одним из направлений решения проблемы недостатка продуктов питания является сокращение выбрасываемых пищевых остатков.

Брод Лейб призывает государственный сектор помочь сократить потери продовольствия и отходы, чтобы справиться с этим кризисом. Она утверждает, что политики могут облегчить учреждениям пожертвование излишков продовольствия.

«Государственная политика играет огромную роль в том, тратится ли пища впустую или дарится», — говорит генеральный директор Глобальной сети продовольственных банков (GFN) Брод Лейб.

«Мы обнаружили, что практически во всех странах, которые мы исследовали, действительно велись очень активные диалоги о том, как обдумать и реформировать государственную политику в области донорства продовольствия».

Редактирование генов

Другим направлением исследований является поиск возможности повышения урожайности культур за счет их генетического редактирования. Этим способом планируется улучшить продуктивность существующих сортов, повысить их сопротивляемость болезням, усилить выносливость в неблагоприятных климатических условиях.

Ведущую роль в формировании регулирования производства продуктов с использованием технологий редактирования генов может взять на себя Великобритания, говорится в новом отчете британского Совета по регулированию горизонтов (RHC).

В нём указывается, как Великобритания может воспользоваться своим выходом из Европейского Союза, чтобы реструктурировать регулирование и сделать его более строгим с научной точки зрения, пропорциональным рискам и выгодам, а также обеспечить большую уверенность для компаний, стремящихся инвестировать в эти технологии.

Предполагается, что изменения могут значительно снизить стоимость и время выхода на рынок новых продуктов, открыв инновации в разработке сортов растений и животных, которые могут принести пользу потребителям, окружающей среде и долгосрочному экономическому росту в Великобритании.

В пресс-релизе Британского общества растениеводов (BSPB) говорится, что «В документе есть причина, подчеркивается важность инноваций генетики как основы для сельского хозяйства, в частности, для оказания помощи фермерам в адаптации к изменению климата и защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней при одновременном сокращении использования химических веществ».

Двойная задача — третий лишний

Помимо задачи выращивания сельскохозяйственных культур с целью производства пищи, в странах Запада делается большая ставка на программы снижения экологического ущерба. Таким образом, борьба с голодом сплетается с вопросом обеспечения энергетической безопасности, поскольку такие программы подразумевают отказ от ископаемого топлива в пользу производства топлива из биомассы и пищевых остатков.

Из этого следует, что для решения одновременно проблемы голода и топлива потребуется еще больше сельхозземель. Это создает сложное сочетание проблем и решений. Одновременно жертвой и виновником такой ситуации назначено животноводство, которое, по мнению ряда экспертов, само является причиной загрязнения атмосферы, которое якобы приводит к изменению климата.

О том, как отвечает на эту ситуацию Европа, корреспонденту ИА Красная Весна рассказала Екатерина Назарова, консультант по страхованию ценовых рисков:

«Европа движется в сторону „зеленой“ энергетики. Из ряда сельхозкультур можно делать биодизель, подмешивать его к обычному дизелю».

«То же самое с биоэтанолом. В США биотопливо производят из кукурузы, сахарного тростника, который закупается в Латинской Америке. И всё идет к тому, что процентные соотношения обычного топлива и биотоплива будут повышаться. В США сейчас добавляют 10% биотоплива, в Европе — 8–10%, Скандинавия уже на 20% вышла».

Назарова отмечает, что львиная доля сельского хозяйства будет работать на технические нужды, а не на производство продуктов питания. Тенденция, которая следует из описанной выше — сворачивание животноводства и увеличение производства растительных белков.

«В Америке его производство наращивается, там производят растительное мясо из соевого изолята. В Европе тоже появляется всё больше продуктов для веганов. Возникает тенденция на отказ от мясопроизводства, от животноводства», — считает Назарова.

Пища из воздуха и мусора

Вдобавок к переустройству сельского хозяйства, планам по упразднению животноводства и развитию направления производства растительного белка возникает поиск совсем новых способов производства еды, не прибегая к возделыванию почвы, а производя ее иными способами.

Примером такого подхода является технология приготовления «пищи из воздуха».

«Чтобы провести свои сравнения, исследователи использовали систему „пища из воздуха“, которая использует солнечные батареи для производства электроэнергии, которая в сочетании с углекислым газом из воздуха производит пищу для микробов, выращенных в биореакторе. Белок, который производят микробы, затем обрабатывают для удаления нуклеиновых кислот, а затем сушат для получения порошка, пригодного для употребления людьми и животными», — сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа исследователей из Института молекулярной физиологии растений Макса Планка, Университета Неаполя Федерико II, Института науки Вейцмана и Школы наук об окружающей среде и Земле Портера описала свой опыт и сравнила эффективность выращивания сельскохозяйственных культур (соевых бобов) и использования метода «еда из воздуха».

За несколько лет исследователи по всему миру изучили идею выращивания «пищи из воздуха», чтобы создать пищу для бактерий, которые создают съедобный белок.

Одним из таких проектов является Solar Foods в Финляндии, где исследователи ставят перед собой цель построить демонстрационную установку к 2023 году. В этой новой работе исследователи попытались сравнить эффективность выращивания основной культуры сои с выращиванием продуктов питания из воздуха.

Ученые сравнили эффективность системы с полем сои площадью 10 квадратных километров. Их анализ показал, что выращивание продуктов питания из воздуха было в 10 раз эффективнее, чем выращивание соевых бобов в земле.

Аналогичный проект представили профессор Иллинойского университета Тинг Лу и доцент Мичиганского университета Стивен Техтманн, которые нашли способ превращать пластиковые отходы в съедобный белок, чтобы решить проблему глобального загрязнения окружающей среды.

«Мы используем природные организмы, чтобы расщеплять пластик и непищевую растительную биомассу для превращения его в пищу», — пояснил Техтманн.

Пластик поступает в перерабатывающие реакторы, где он расщепляется под воздействием высокой температуры. Затем побочный продукт помещают в резервуар с бактериальной популяцией, которая им питается. После чего «микробные клетки» превращают в порошок, который сам по себе может быть пищевым продуктом. Его также можно использовать для приготовления энергетических батончиков или других продуктов.

По мнению Тинг Лу, начальный (пластик) и конечный (съедобный белок) продукты только кажутся радикально «разными» материалами, но с химической точки зрения они не так сильно отличаются. Ведь и пластик, и еда содержат основные строительные блоки — углерод, кислород и водород.

Туманное будущее продовольственной безопасности

Как уже указано выше, эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на развитие технологий, проблему голода таким образом решить не удастся. Даже напротив, продовольственные организации говорят об усугублении проблемы голода, который затронет еще большее количество людей.

Разработка новых технологий производства пищи зачастую направлена не на то, чтобы уменьшить проблему голода, а на решение совершенно иных проблем, в особенности экологических и экономических.

При этом, из предлагаемых проектов вовсе не очевидно, что новые продукты будут соответствовать потребительским ожиданиям, окажутся сбалансированными и полезными для здоровья. Кроме того, вызывает опасение и то, что может произойти разрушение долгое время складывавшихся кулинарных традиций.