1. Война идей
  2. Полемика о демократии
Перевод ИА Красная Весна /
Должностные лица, особенно высокопоставленные, подчиняются строгим и четко определенным правилам в отношении их доходов и прав, чтобы предотвратить превращение в привилегированную элиту

МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 4

Изображение: Неизвестный последователь Иеронима Босха. Видения Тундала (фрагмент). 1485
Коррупция
Коррупция
Коррупция

Многие граждане России, жившие в СССР, помнят идеологическое противостояние двух систем. С одной стороны были страны социалистического лагеря, а с другой стороны находился лагерь «демократических» стран. После развала СССР Китай традиционно считался социалистическим, но 4 декабря 2021 года МИД опубликовал текст под заголовком «Китай: демократия, которая работает», в котором утверждается, что Коммунистическая партия Китая построила в своей стране целостную народную демократию.

ИА Красная Весна продолжает публикацию перевода документа в пяти частях. В четвертой части внешнеполитическое ведомство Китая описывает расширенные права китайского народа, данные им целостной народной демократией по сравнению с демократиями европейского типа. В частности, утверждается, что народ участвует в управлении страной не только в период выборов, но и через участие в демократических консультациях, надзоре за поведением властей. В частности, утверждается принцип бескомпромиссной борьбы с коррупцией.

Читайте также: МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 1

Читайте также: МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 2

Читайте также: МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 3

IV. Демократия, которая работает

Обладая полноценными институтами и широким участием, народная демократия в целом превратилась из идеи в систему и механизм управления, которые укоренились в почве китайского общества и стали частью жизни людей. На практике принцип, согласно которому народ является хозяином страны, проявляется в политике и решениях партийного управления, во всех аспектах работы партийных и государственных органов, а также в действиях, направленных на удовлетворение представлений народа о лучшей жизни. Свет демократии осветил всю территорию Китая, позволив его народу пользоваться широкими и ощутимыми демократическими правами.

1. Широкие права народа

Конституция устанавливает, что вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу, и что народ в соответствии с положениями закона должен управлять государственными делами, экономическими и культурными предприятиями, а также социальными делами через различные каналы и различными способами. Политическая власть Китая никоим образом не связана с личным статусом, богатством или социальными отношениями, ею в равной степени пользуются все люди. Государственная власть служит народу, а не капиталу.

В Китае социалистическая рыночная экономика, в которой государственная собственность играет ведущую роль наряду с другими формами собственности. Распределение благ в соответствии с рабочим вкладом является основой экономики, но одновременно с ней существуют и другие формы распределения. Такой подход обеспечивает прочную экономическую и материальную основу, позволяющую народу управлять своей собственной страной и твердой рукой контролировать пути развития китайской экономики.

В Китае люди имеют право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах. Они пользуются правом на получение информации о государственных и социальных делах, могут участвовать в них, выражать свое мнение и осуществлять надзор за ними. Они имеют право критиковать и вносить предложения в отношении любого государственного органа или государственного служащего. Они пользуются свободой слова, печати, собраний, ассоциаций, шествий, демонстраций и религиозных убеждений. Помимо этого китайский народ в полной мере осуществляют свои демократические права в повседневной жизни. Каждый человек участвует в продвижении демократии, находясь в разных ролях, и пользуется соответствующими демократическими правами в этом процессе.

В Китае права человека полностью соблюдаются и защищаются. Удовлетворение жизнью — это высшее право человека. Экономика Китая сохранила долгосрочный, стабильный и быстрый рост, а жизнь людей значительно улучшилась. В Китае создана крупнейшая в мире система социального обеспечения. Число людей, охваченных базовым медицинским страхованием, превысило 1,3 миллиарда, а число лиц, охваченных базовым страхованием по старости, в настоящее время превысило 1 млрд. Китай завершил строительство умеренно процветающего общества во всех отношениях. Страна избавилась от абсолютной нищеты и встала на путь всеобщего процветания. Люди обрели более сильное чувство удовлетворения, счастья и безопасности. Их права на существование, развитие и здоровье полностью защищены, а экономические, политические, культурные, социальные, экологические и другие права продолжают расширяться. Китай добился замечательных успехов в борьбе с COVID-19, был достигнут устойчивый прогресс в достижении свободного и всестороннего развития личности.

2. Расширение демократического участия

Если народ пробуждается только для того, чтобы проголосовать, но после этого впадает в спячку, то это не настоящая демократия. Если людям внушают большие надежды во время предвыборной кампании, но впоследствии они не имеют права голоса, то это тоже не является настоящей демократией. Если людям во время предвыборной агитации дают смелые обещания, но после этого они остаются с пустыми руками, то и это не настоящая демократия. В Китае концепция демократии укоренилась в сознании людей, и практика демократии стала неотъемлемой частью повседневной жизни и работы. Демократия стала нормой, она привносит огромную жизненную силу в китайское общество.

Китайский народ проявляет все больший интерес к демократическому участию, которое расширяется по масштабам и глубине. Люди участвуют в управлении государственными и социальными делами, решении экономических и культурных вопросов; они высказывают мнения и предложения по разработке национальных планов развития на самом высоком уровне, а также вносят вклад в управление местными государственными делами; они принимают участие в демократических выборах, консультациях, принятии решений, управлении и надзоре; они выражают свои чаяния и требования через такие каналы, как народные собрания и НПКС, общественные организации и Интернет.

Непрерывные инновации в формах и каналах демократии позволили расширить участие граждан в политической жизни: электронное голосование заменило «голосование бобов» [До основания КНР КПК проводил широкие демократические выборы по всей сельской местности в базовых районах сопротивления японской агрессии и освобожденных сельских районах под его руководством. В то время подавляющее большинство крестьян были неграмотными. Поэтому партия внедрила ряд инновационных методов, позволяющих тем, кто не умеет читать и писать, реализовать свое право голоса на выборах. Самый известный из них назывался «бобовое голосование», метод, использующий бобы в качестве бюллетеней. Избирателю нужно было только бросить боб в чашу для кандидата, за которого он или она проголосовали. Кандидат, набравший больше бобов, победит на выборах. В то время в тех местах была распространена народная рифма: «Бобы катятся, бобы голосуют, бобы идут в правильные миски»]; людям больше не нужно лично сообщать о своих требованиях в государственные ведомства, они могут сделать обращение через онлайн-каналы.

Общественность может оказывать влияние на протяжении всего процесса определения действий Партии и правительства, а также участвовать в задании способов оценки результатов.

Требования народа могут быть свободно выражены и эффективно выполнены. Демократия начинается с выражения всех желаний народа, но если люди могут только высказывать свои желания, но не имеют возможности их выполнить, то это не настоящая демократия. Китай обеспечил своему народу множество каналов для выражения своих чаяний, пожеланий и требований по различным вопросам, начиная от важных национальных стратегий и политики и заканчивая социальным управлением и основными жизненными потребностями. Это позволяет услышать голоса людей и отреагировать на их просьбы.

Благодаря демократическому процессу принятия решений чаяния и голоса людей становятся руководящими принципами и политикой партии и государства. Эти принципы и политика воплощают в жизни ожидания людей и реализуются посредством:

  • совместных и эффективных действий правительств на центральном, провинциальном, городском, окружном и поселковом уровнях;
  • разделения полномочий и совместной работы департаментов, ответственных за руководство, управление, координацию и поддержку;
  • совместной работы при принятии решений, внедрении их в жизнь, проведения инспекций, осуществления контроля и подотчетности.

Что касается проблем, непосредственно затрагивающих личные интересы, люди могут вносить предложения и требования через онлайн-петиции, «почтовые ящики лидеров», горячие линии государственных служб и онлайн-доски объявлений. Все это обеспечит своевременную обратную связь и ответы.

3. Эффективное национальное управление

Демократия и национальное управление действуют параллельно. Прогресс в области демократии и модернизация национального управления взаимозависимы и взаимно усиливают друг друга. Трудно понять, как страна может служить хорошим примером для остального мира, если ее собственная модель демократии неудачна или неэффективна в области национального управления. Одной из существенных особенностей хорошей модели демократии является то, что она будет способствовать рациональному управлению и стимулировать национальное развитие.

Высококачественная демократия в Китае улучшила государственную систему, нарастила потенциал и эффективность национального управления. Демократия сделала главное: она дала людям ощущение, что они являются хозяевами страны. Люди являются строителями и бенефициарами демократии. Они в полной мере используют свою собственную мудрость и силу, чтобы сделать жизнь лучше, а страну сильнее.

Демократия в Китае эффективно регулирует политические отношения и способствует динамичным отношениям между политическими партиями, этническими и социальными группами, религиями и соотечественниками в стране и за рубежом. Она сплачивает народ за счет минимизации внутренних трений, поддерживает политическое единство и стабильность, создает большую синергию в развитии страны и повышает качество жизни.

Демократия в Китае в полной мере отражает руководящие принципы КПК, волю государства и ожидания народа, объединяя партию, правительство и народ вокруг общих целей, интересов и устремлений. Это создает огромную сплоченную силу, которая воплощается в одной из величайших институциональных сильных сторон Китая — способности объединять ресурсы для реализации крупных инициатив. Это помогло высвободить и развить производительные силы, стимулировать все секторы в стремлении к модернизации и повысить качество жизни.

Демократия в Китае всегда ставила на первое место людей и улучшала их благосостояние. Она гарантировала национальную независимость и защищала национальный суверенитет, интересы безопасности и развития.

За семь десятилетий, прошедших с момента основания КНР, КПК руководила народом, преодолевая огромные трудности, открывая особый китайский путь к модернизации и добиваясь выдающихся успехов. Наблюдается заметный рост экономической и национальной мощи Китая, улучшение уровня жизни населения.

Китай является крупнейшей развивающейся страной. В ней проживает пятая часть мирового населения, но его обеспеченность ресурсами на душу населения невелика. Успех Китая сегодня был бы невозможен без стремления народа управлять своей собственной страной и создавать для себя лучшую жизнь.

Демократия в Китае означает развитие, ориентированное на людей, которое полностью мобилизует инициативу народа, опирается на его силу и гарантирует, что все будут пользоваться благами. Это ключ к разумному управлению и источнику демократии в Китае.

4. Социальная стабильность и гармония

Демократия — это одновременно и результат, и показатель общественного прогресса. Демократия может процветать только в обществе, основанном на свободе, равенстве, справедливости, культуре поведения, единстве и гармонии. Хорошая модель демократии должна способствовать достижению консенсуса, а не создавать социальные разногласия и конфликты, обеспечивать социальное равенство и справедливость, а не расширять неравноправие в угоду корыстным интересам, поддерживать социальный порядок и стабильность, а не вызывать хаос и беспорядки, вдохновлять на позитивное отношение и доброту, а не провоцировать негатив, пропагандируя ложь и зло.

Сложные национальные условия Китая создают ряд уникальных проблем в управлении страной. Благодаря народной демократии Китай сбалансировал требования и интересы всех социальных групп и укрепил национальное единство, основанное на их общих идеях, интересах и целях. Люди могут жить и работать в довольстве, в стабильной, динамичной и гармоничной социальной среде.

Всего за несколько десятилетий Китай прошел через процесс индустриализации, на завершение которого развитым странам потребовались столетия. Ему удалось избежать социальных волнений от которых пострадали многие страны с поздней индустриализацией в процессе модернизации. Вместо этого Китай показывает быстрый экономический рост и устойчивую социальную стабильность.

В Китае личная свобода развилась до такой степени, какой никогда прежде не наблюдалось за несколько тысячелетий его истории. Полностью раскрыт творческий потенциал, люди пользуются свободой слова и перемещения.

Каждый день в Китае люди свободно путешествуют по стране; создается 16 000 новых компаний; 1 миллиард человек использует Интернет, читает новости, общается с другими людьми и выражает свои взгляды.

В то время как Китай стал открытым и свободным обществом, он поддерживал порядок и стабильность и способствовал единству и гармонии. Народная демократия является не только движущей силой, но и «смазкой» для социального прогресса Китая.

5. Эффективное ограничение и надзор за осуществлением власти

Власть — это обоюдоострый меч. Она может способствовать демократии и приносить пользу людям только тогда, когда она осуществляется под эффективным надзором и контролем. Оставшись без надзора, она всегда может выйти из-под контроля, подорвать демократию и нанести вред людям. В Китае осуществление власти находится под все более строгим контролем и надзором. Государственная власть, пользующаяся доверием народа, действует сейчас и всегда будет действовать во благо общества.

Сдерживание власти в институциональной клетке. Проверки и надзор за властью усиливаются в рамках надежных институтов, обеспечивающих тщательный, всеобъемлющий, последовательный и долгосрочный характер мер по борьбе с коррупцией. Постоянно предпринимаются усилия по регулированию КПК нормативными актами и содействию правовому управлению, осуществлению государственной власти и управлению на основе закона. Власть описывается законом, регулируется, ограничивается и контролируется посредством закона для обеспечения ее прозрачности. КПК приняла меры по укреплению своих нормативных актов и требует, чтобы все ее члены и организации действовали в рамках партийной дисциплины и правил. Для руководящих должностей введен срок полномочий, обеспечивающий упорядоченный переход руководящих кадров в государственные органы.

Должностные лица, особенно высокопоставленные, подчиняются строгим и четко определенным правилам в отношении их доходов и прав, чтобы предотвратить превращение в привилегированную элиту. Были усовершенствованы системы контроля партии и государства; Партия, правительство, судебная система стали более прозрачными в ведении дел; все участники партийных и государственных органов работают в установленных законом пределах, в рамках четко прописанных полномочий и обязанностей, в соответствии с установленными законом процедурами. Все это предупреждает стремление к наживе и гарантирует, что осуществление власти не выйдет за рамки надлежащих границ.

Борьба с коррупцией и наказание за нее. Коррупция — заклятый враг народной демократии. Китайское правительство преисполнено решимости выполнить свои обязательства по борьбе с коррупцией перед 1,4 миллиарда китайцев. Стремление устранить не только симптомы, но и коренные причины коррупции носит системный характер. Благодаря этому осведомленность, способность и решимость противостоять коррупции образуют единое, скоординированное целое. С одной стороны для сдерживания преступности назначаются наказания, с другой — институциональные проверки и личная приверженность к чистоте также играют определенную роль. Для коррупционера не существует никаких укрытий, где бы он мог спрятаться от наказания, к ним не проявляется никакой терпимости.

Китай будет продолжать вводить жесткие ограничения, сохранять жесткую позицию, а также наказывать и тех кто берет взятки, и тех кто их предлагает. Ни один случай коррупции не ускользнет от расследования, и ни один коррумпированный чиновник не останется безнаказанным. Точно так же, как для лечения серьезной болезни принимают большую дозу лекарств, Китай борется всеми необходимыми средствами, чтобы «выслеживать тигров», «прихлопывать мух», «преследовать лис» и применять суровые наказания к коррумпированным чиновникам — большим или маленьким, прячущимся внутри страны или ищущим убежища за рубежом. Сильные, решительные меры стали в свое время неожиданностью для коррупционеров и сформировали мощное сдерживающее средство, позволившее победить коррупцию в Китае, являющуюся занозой в теле всех правительств, независимо от времени и места.

Работоспособность и успешность модели демократии проверяется на практике и оценивается народом. Успешна ли китайская модель демократии, должен судить ее народ. Все сводится к тому, могут ли люди наслаждаться хорошей жизнью. Опросы показали, что уровень удовлетворенности китайского населения работой правительства на протяжении многих лет превышает 90%. Это служит недвусмысленным доказательством эффективности и жизнеспособности демократии в Китае. Китайский народ будет и впредь твердо идти по пути, который он выбрал для достижения большей демократии.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER