Век вождей
Дата 100-летия Великой Октябрьской революции обнажила многие проблемы современного российского общества. Основная дата празднования 7 ноября еще впереди, тем не менее, событийный поток показал характер того, как власти хотят отметить это, безусловно, масштабное для XX века событие. Вне зависимости от оценок октябрьских дней столетней давности, мало кто будет отрицать, что те события, воистину тектонического масштаба, определили вектор развития всей последующей истории мира.
Так как наша страна и наш народ — наши предки — были непосредственными участниками и движителями пролетарской лавины в нашей стране, да и в мире в целом, российская власть просто не может замолчать эту дату. Пока она в лице президента Владимира Путина, патриарха Кирилла и мэра столицы Сергея Собянина готовилась к прерыванию молчания по поводу событий столетней давности на открытии «Стены плача», общество уже начинает высказываться по поводу революционных событий.
Проходят выставки в музеях, проводятся круглые столы, пресс-конференции деятелей культуры и другие историко-культурные мероприятия. Если оценивать информационный фон по поводу Великой Октябрьской социалистической революции, то он донельзя противоречив. Либералы призывают каяться и ставить свечки, проводится выставка в петербургском Эрмитаже с выпячиванием на первый план Николая II и Романовых — все выглядит странно и двусмысленно.
Проходит выставка с явным постмодернистским уклоном, где вместо заявки на грядущее явно продвигается образ без будущего, в котором нет рефлексии и действительного осмысления истории, а есть просто пережевывание постмодернистской «жвачки».
Культурные мероприятия с намеком на объективное осмысление событий, повлиявших на мир и нашу страну, выделяются на фоне общего потока. К таковым можно отнести выставку «Век вождей» в Государственном музее городской скульптуры в Санкт-Петербурге.
На ней представлены модели памятников коммунистическим деятелям, советским вождям, героям революции, памятным датам, которые изменили жизнь страны. И модели конкурсных работ, не ставшие по тем или иным причинам монументами.
В справке работниками музея приведены следующие строки: «Материалы выставки воспроизводят атмосферу тех, уже далеких лет, когда зарождалась новая революционная, советская идеология, перед искусством ставились новые задачи, выдвигались новые лозунги. В первые послереволюционные годы начался процесс персонификации новой советской власти, создание художественных произведений, в образной форме отражающих события Революции, руководящую роль ее вождей. Откликом на это должны стать произведения, появлялся новый герой — преобразователь огромной страны. При этом трудность заключалась в том, что этот новый герой не был былинным богатырем, и ничем по своим физическим данным, портретным особенностям не отличался от общей массы сограждан — современников, но средствами искусства надо было передать незаурядность личности, силу духа, убежденность, преданность идеям революционного переустройства общества».
Всматриваясь в выставленные экспонаты, удивляешься, как точно, емко, образно и символично впечатан в материю революционный дух, та низовая народная сила, которая спасла страну. Например, памятник Володарскому предельно символичен.
Или Мемориал жертв 9 января 1905 года — своеобразная «красная вертикаль», как подчеркивается в справке к выставке.
Памятник установлен в 1931 году на Преображенском кладбище в Ленинграде. На открытии меморила жертвам «Кровавого воскресенья» присутствовал товарищ Киров, модель памятника которому также присутствует на выставке. Модель памятника самому Кирову занимает в экспозиции на выставке свое почетное место. На Кировской площади монумент возвышается с 1938 года.
На открытии монумента Кирову свою речь произносил Андрей Александрович Жданов. В экспозиции сотрудники музея представили модель памятника одному из главных в свое время партийных деятелей Ленинграда. Конкурсный проект на монумент Жданову 1951 года представлен ниже.
На выставке в основном представлены модели памятников, которые создавались мастерами в период с двадцатых по пятидесятые годы прошлого века. Среди них много реальных и конкурсных моделей памятников Владимиру Ильичу Ленину. Например, монументы в Ленинграде на Московской площади в 1969 году, у площади перед Финляндским вокзалом в 1926 году и у Смольного собора в 1927 году.
Различные конкурсные работы бюстов, памятников.
Занимает свое почетное место модель памятника Сталину у Балтийского вокзала в 1949 году. Сам памятник впоследствии убрали во время хрущевской десталинизации.
Конкурсные работы для памятников Куйбышеву и Орджоникидзе.
Памятник Плеханову, который установили в 1925 году перед зданием Технологического института в Северной столице.
Также на выставке экспонируются конкурсные модели памятников Феликсу Дзержинскому, один из которых был установлен в 1981 году на улице Войнова — сейчас переименована в Шпалерную.
«Всероссийский староста», как называл Калинина Троцкий, также не мог не привлечь внимание скульптуров. Модель памятника Михаилу Ивановичу Калинину занимает свое почетное место в эспозиции выставки.
Несмотря на название, в экспозиции присутствуют не только модели монументов вождей, но и модели памятников, на которых запечатлены завоевания революции. К таким можно отнести модель памятника под названием «Электрификация к 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции».
Также присутствуют модели монументов, посвященных Великой Октябрьской революции.
Во внутреннем дворе музея довольно органично смотрятся три бюста: Карлу Марксу, Владимиру Ленину и Васе Алексееву. Они наглядно представляют три возраста коммунизма.
На выставке возникает ощущение, что ты находишься под строгими взглядами людей из того сурового времени. Причем эти взгляды являются осуждающими, так как в настоящем времени многое из того, что было достигнуто тогда — утеряно.
События столетней давности должны быть осмыслены, после чего надо сделать надлежащие выводы и представить их обществу. Вместо этого мы слышим либеральные и монархические призывы к покаянию, а власть странно молчит.
На открытии выставки одна из работниц музея прокомментировала реплику одного из гостей по поводу Горбачева, сказав что масштаб личностей времени революции абсолютно не сопоставим с руководителями позднего Советского Союза, так как первые строили новый мир, а последние в лучшем случае спокойно смотрели, как построенное их предшественниками рушится. Вглядываясь в силуэты памятников, хочется надеяться, что люди такого масштаба в России еще появятся.