Антироссийские санкции или российская нефть. Кому нужны санкции против РФ?
С начала российской спецоперации Запад объявил России настоящую санкционную войну. США, Евросоюз, Великобритания, Канада, Япония, а также ряд других стран ввели против РФ пакеты разнообразных санкций, которые включают в себя ограничительные меры в отношении финансовой системы России, персональные санкции, включая высших официальных лиц государства, санкции против предприятий военно-промышленного комплекса, а также ряд ограничений секторального уровня.
С конца февраля Европейский союз ввел против России пять пакетов санкций. Однако вопрос о принятии шестого пакета, ключевым элементом которого должно было стать эмбарго на покупку российской нефти, вызвал в ЕС большие разногласия. Некоторые страны, понимая всю невыгодность для себя принятия нового санкционного пакета, не спешили с одобрением подобного давления на Россию.
Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель 16 мая на пресс-конференции по итогам встречи министров иностранных дел ЕС в Брюсселе сообщил, что договоренности по шестому пакету пока так и не были достигнуты.
«К сожалению, сегодня не удалось достичь соглашения по шестому пакету санкций», — сказал он.
Ряд европейских государств неоднократно заявляли о том, что они не могут обойтись без российской нефти. Так, Венгрия блокировала введение шестого пакета санкций именно из-за пункта о введении нефтяного эмбарго. Правительство Виктора Орбана настаивает, что при отказе от российской нефти страна нанесет огромный ущерб собственной экономике. В связи с этим глава венгерского МИД Петер Сийярто попросил страны ЕС оказать Будапешту финансовую помощь в размере €15–18 млрд. Если это условие будет выполнено, венгерские власти согласятся принять новые санкции.
При этом премьер-министр Орбан 16 мая, выступая с обращением после своего переизбрания, отметил, что санкции могут навредить российской экономике только теоретически.
«Европа убеждена, что разные санкции могут поставить Россию на колени. Это возможно на бумаге, и многие „бумажные“ политики выдвигают какие-то теоретические доказательства, но, как бы я ни старался вспомнить, мне не приходит на ум континентальная блокада, которая была бы эффективной. Однако я видел, как „проваливался“ тот, кто ее вводил», — сказал он.
Не в восторге от шестого пакета и Болгария. Премьер-министр страны Кирил Петков 16 мая на брифинге после встречи с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте отметил, что Болгария не даст своего согласия на введение эмбарго на поставку в страну нефти из России. При этом он напомнил, что Болгария отказалась перейти на расчеты с «Газпромом» за российский газ в рублях и тем самым уже внесла вклад в остановку денежных потоков в Россию.
А вот глава МИД Словакии Иван Корчок заявил, что Словакия выступает за введение эмбарго на российскую нефть, но при условии трехлетнего переходного периода. По его словам, страна нуждается «в определенном переходном периоде для того, чтобы перестроить технологию обработки на иной, нежели российский, тип нефти».
Тем не менее большинство государств Евросоюза твердо выступают за принятие нового пакета антироссийских санкций. Так, глава МИД Германии Анналена Бербок 16 мая на встрече министров иностранных дел заявила, что решение о постепенном отказе Евросоюза от российской нефти в рамках шестого санкционного пакета должно быть единогласным. Она обратила внимание на разную зависимость европейских государств от российской нефти, но, тем не менее, заявила, что «в ближайшие дни мы добьемся единого результата, я в этом уверена».
В свою очередь, глава МИД Румынии Богдан Ауреску отметил, что власти страны выступают за активацию нового санкционного пакета и надеются убедить венгерское правительство присоединиться к ним.
Глава МИД Австрии Александер Шалленберг высказал точку зрения, что шестой пакет будет принят в течение ближайших дней. При этом он акцентировал внимание на том, что с усилением санкций будет сложнее согласовывать позиции различных стран.
«Это, конечно, сложно для таких тем, и с каждым новым санкционным пакетом будет становится сложнее — это понятно. Но мы в конфронтационной ситуации, и Европейский союз смог показать невероятную сплоченность и так и должно оставаться», — добавил Шалленберг.
Что касается Франции, она еще в конце апреля заявила, что ожидает принятия шестого пакета. Официальный представитель французского МИД Анн-Клер Лежандр отметила, что «давление на Россию оказывается не только в виде военных поставок Украине, но и путем санкций против РФ».
Как утверждают эксперты, несмотря на сложности с принятием нового пакета, санкционное давление на РФ не закончится. При этом Европа в угоду Соединенным Штатам будет действовать против России даже в ущерб собственной экономике.
Между тем следует отметить, что в мире нашлось немало стран, отказавшихся от введения антироссийских санкций даже вопреки угрозам Запада. Это Белоруссия, Сербия, Китай, Индия, Сирия, Куба, Мексика, Египет, Бразилия, Венесуэла, Аргентина и другие.
В связи с этим хочется обратить внимание на одно совпадение, которое, возможно, кому-то покажется странным, а кому-то вполне закономерным.
В декабре 2021 года Генассамблея ООН приняла российскую резолюцию по борьбе с героизацией нацизма. За нее проголосовали 130 стран, воздержались 49. Две страны проголосовали против — это США и Украина. В числе воздержавшихся — практически все государства Евросоюза, а также Великобритания, Канада, Япония. В числе поддержавших резолюцию — Белоруссия, Сербия, Китай, Индия, Египет, Сирия, Куба, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина.
География стран, вводящих антироссийские санкции, практически полностью совпадает с географией тех государств, которые не поддержали российскую резолюцию по борьбе с героизацией нацизма либо воздержались от ее принятия.
США и Украина, ведущие ярко выраженную антироссийскую политику и выступающие за усиление санкций, голосовали против резолюции. Страны ЕС, готовые плясать под дудку Соединенных Штатов и вводить антироссийские санкции даже во вред себе, предпочли воздержаться. И, наконец, страны, отказавшиеся от санкций против России, проголосовали за резолюцию по борьбе с героизацией нацизма.