Лидеры оппозиции обвиняют власти в действии в интересах России, а сложившееся положение называют «оккупацией» Грузии

Арест лидера оппозиции Грузии взорвал ситуацию. Чего ждать от Запада?

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818

В Грузии обострилось противостояние между самой крупной в стране оппозиционной партией «Единое национальное движение» (ЕНД), основанной Михаилом Саакашвили перед тем, как он стал президентом Грузии, и правящей партией «Грузинская мечта». В 2012 году ЕНД уступила «Мечте» в ходе парламентских выборов, перешла в оппозицию и стремится вернуться к власти.

«Националы» традиционно ведут себя довольно агрессивно в отношении оппонентов, но с декабря 2020 года председателем партии стал Ника Мелия, который до этого руководил ее силовым крылом. После этого конфликт между оппозицией и правительством стал усугубляться.

Мелия является обвиняемым по делу о беспорядках в июне 2019 года во время антироссийских выступлений в Тбилиси. Суд выпустил обвиняемого на свободу под залог, а также постановил, что он должен носить электронный браслет. Мелия выбросил браслет и отказался вносить залог, после чего стал главным символом борьбы оппозиции с властями.

Суд принял решение об аресте лидера ЕНД, и полиция арестовала Мелию 23 февраля. Для ареста понадобилось проводить спецоперацию, так как Мелия в это время сидел в офисе ЕНД в окружении толпы сторонников. В ходе ареста пострадали 17 человек, но серьезных травм ни у кого не было.

Захват происходил достаточно мягко, насколько это было возможно в данной ситуации. Дубинок у силовиков не было, но они использовали слезоточивый газ. Со стороны оппозиции также не было откровенных нападений на правоохранителей, хотя многие пытались помешать полиции пробраться к Мелии: баррикадировали двери мебелью, создавали живой щит. Когда лидера ЕНД задержали и выводили из кабинета, он пытался успокоить своих сторонников.

В ходе спецоперации силовики задержали 21 человека из тех, кто пытался помещать аресту лидера ЕНД. Всех в тот же день отпустили под подписку о невыезде.

Мелию увезли в Рустави, находящийся примерно в 25 км от Тбилиси, в пенитенциарное учреждение № 12. К нему уже прибыли адвокаты.

«Он очень счастлив тем, что множество людей, которые опротестовывали несправедливость в офисе, абсолютно мирно и без насилия встретили спецназ, что способствовало тому, что люди не получили повреждений. Мы продолжаем правовую борьбу. Когда начнется рассмотрение дела, станет абсолютно ясно, что это дело сшито и политически мотивировано», — рассказал журналистам адвокат оппозиционера Георгий Кондахишвили.

На арест отреагировали в посольствах, находящихся в Грузии, а также в ряде стран. Самое жесткое заявление было от посольства США.

«Грузия сделала шаг назад на пути более сильной демократии в семье евроатлантических государств, — написали на сайте диппредставительства. — Мы шокированы риторикой, вызывающей раздоры, которую руководящие лица Грузии использовали во время кризиса».

Читайте также: Арест лидера оппозиции Грузии приведет к ссоре страны с Западом — омбудсмен

В США в целом официальные лица негативно оценили действия грузинских властей. Конгрессмен Адам Кинзингер, входящий в группу «Друзья Грузии», на своей странице в Twitter назвал арест Мелии «невероятно глупым шагом».

Одним из самых мягких высказываний было заявление от посла Евросоюза Карла Харцеля: «Побеждает логика эскалации. Политический кризис углубляется. Всем сторонам следует проявить ответственность и действовать в наилучших интересах страны и народа. Не нужно отказываться от попыток найти общий язык».

В НАТО также отреагировали довольно сдержанно и без нападок на руководство Грузии.

«НАТО ожидает, что Грузия как близкий партнер и аспирант сохранит евроатлантические демократические стандарты, над выполнением и поддержанием которых она так активно трудилась. Это предполагает урегулирование политических разногласий посредством диалога и избегание поляризованной риторики и действий», — написал в Facebook специальный представитель генерального секретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Джеймс Аппатурай.

В министерства иностранных дел Эстонии, Литвы и Латвии выразили озабоченность происходящим в Грузии. Во всех трех странах главы МИД призвали руководство страны проявить сдержанность.

«Европейская народная партия» (ЕНП), являющаяся самой крупной в Европарламенте, полностью поддержала «Единое национальное движение», с которым сотрудничает несколько лет. На странице ЕНП в Twitter арест Мелии назвали «атакой на демократию». В европейской партии также призвали правительство провести досрочные выборы, чтобы стабилизировать ситуацию.

Читайте также: В оппозиции Грузии пригрозили властям персональными западными санкциями

Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Швеции Анн Линде призвала в Twitter «немедленно разрядить ситуацию». Посол Великобритании в той же соцсети написал, что «шокирован происходящим».

Оппозиционные партии в день ареста провели протестный митинг перед зданием правительства страны в Тбилиси. Заявления были жесткие. Лидеры оппозиции обвиняют власти в том, что они работают в интересах России. Обвинения в пророссийскости оппонентов — обыденное явление для всех политиков, но в этот раз оппозиционеры указывают на то, что Мелию собираются судить за организацию антироссийских протестов. Лидеры оппозиционных партий даже призвали сторонников к освободительному движению.

Читайте также: Оппозиция Грузии анонсировала «освободительное движение» от «большевиков»

Послы США и Евросоюза не ограничились заявлениями. Они провели встречу с президентом Грузии Саломе Зурабишвили, членами правительства, а потом и с лидерами оппозиционных партий.

Читайте также: В политический конфликт в Грузии вмешались послы США и Евросоюза

Ситуация остается напряженной. В оппозиции явно намерены добиваться освобождения Мелии, а в правительстве также не собираются сдавать свои позиции.