Посмотреться в «Годовщину революции» Вертова, как в столетнее кинозеркало
12 сентября в широкий прокат вышел дебютный полнометражный фильм Дзиги Вертова «Годовщина революции», выпущенный в 1918 году и в этом году отмечающий свою 101-ю годовщину. Прокат стартовал показами в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани, Самаре, Екатеринбурге, Тюмени и Сургуте.
Нашему корреспонденту удалось побывать на просмотре и на дискуссии после фильма в Москве и услышать впечатления зрителей. Ведущим дискуссии выступил журналист и политолог Егор Сенников.
После просмотра фильма в зале собрались несколько десятков человек, которые поделились своими впечатлениями от просмотра действительно уникальной документальной ленты.
Один из зрителей, Денис, обратил внимание на лица людей в фильме: «Лица людей на экране сильно меняются от февраля 1917 года к осени 1918 года. Первоначальная эйфория Февральской революции — когда все приветствовали свержение монархии, включая церковь и царское окружение, — сменяется рабочим, упрямым выражением лиц людей, которые впряглись уже в какую-то работу. Это люди, которые не просто вышли отпраздновать свержение царя, а люди, которые реально каждый день работают и с выбранного пути не сворачивают. Фильм дает визуальный образ тем важнейшим историческим событиям, которые происходили в 1917–1918 годах».
Он также подчеркнул уникальность кинохроники как жанра: «При просмотре документального кино не покидает ощущение, что все кадры не постановочные, что реакции людей не подстроенные. Возникает понимание, что всё по-настоящему, что взрывы — по-настоящему, что если человек падает — то это он умер, а не актер играет. И это понимание настоящего дает необычное ощущение реальности, которого нет в игровом кино».
Другой зритель, Евгений, поделился впечатлениями от погружения в эпоху. «Одна из главных задач искусства — позволить человеку пережить те эмоции и те времена, когда он не жил. Я посмотрел этот фильм и буквально окунулся в ту эпоху. Пусть это было всего на пару часов, но этого было достаточно, чтобы почувствовать бурлящий исторический период. Конечно же, он был очень противоречивый, но очень интересный, это показано в образах, в глазах, в лицах».
Он также указал на разницу между основными действующими лицами двух русских революций. «Мы видим, как члены Временного правительства больше красуются, а работники Совнаркома всегда сидят за делом, что-то пишут, в основном — какие-то документы. Они заняты строительством. Временное правительство им не занималось, поэтому оно всё и проиграло».
«Революцию надо понимать, глядя вот на такие документальные картины. Я считаю, что их должно быть больше, тогда и разговор о том времени у нас будет более продуктивный, более конструктивный. Хочется сказать спасибо большое тем людям, которые этим занимаются, дай бог, чтобы такого было больше. Нашей стране это очень нужно».
Зритель Игорь, представляющий более старшее поколение, подчеркнул значение Октябрьской революции для истории нашей страны. «Фильм, конечно, ценен тем, в первую очередь, что он дает нам фактический материал. Мы можем посмотреть в глаза своему народу сто лет назад. Революция позволила нам развиваться, и развиваться совершенно колоссальным образом. Это событие, которое мы должны помнить всегда. И понимать, что мы стояли тогда на пороге краха. И надо сказать спасибо этим людям, которые тогда выбрали этот путь».
«Самым простым из всех политиков в этом фильме, конечно, является Ленин, его видно сразу. Простой, естественный человек, который не хочет сниматься, но соглашается „Ну, ладно, мол… Надо тебе — хорошо, я снимусь“. Я видел эти кадры с Лениным многократно, еще с советского времени. Но когда я посмотрел всё остальное и всех остальных в этом фильме, я понял, насколько он от них отличается! Это я говорю не потому, что я хочу ему дифирамбы петь. Поэтому фильм, конечно, для меня очень ценный».
Читайте также: Киновед: в отличие от Троцкого, Ленин не любил сниматься в кино
В заключение он подчеркнул, что фильм является зеркалом для современного поколения. «Большинство не в состоянии осознать, какие мы получили преимущества благодаря советской власти. И почему-то все думают, что мы эти преимущества обязательно сохраним. А вот это может быть не так совсем. Мы за последние 30 лет много потеряли и мы можем терять дальше и дальше. Надо ценить то, что мы приобрели, тем более, что это было связано с колоссальными жертвами. Этот фильм — это очень ценная вещь, которую каждый должен посмотреть, заглянуть в себя, к своим предкам и понять, насколько ценно то, что мы получили».
В конце обсуждения, оценивая вклад Советской России в мировую культуру, ведущий Егор Сенников заявил: «Это безусловный вклад, слишком много вещей было сделано, которые оказались трансграничными. Советский Союз воспринимался всеми прогрессивными людьми того времени как место „цивилизации“, место, куда надо ехать за новым театром, искусством, новым кинематографом, новой литературой. Иногда сложно оценить масштаб этого влияния, но он, безусловно, просто колоссальный».
Напомним, «Годовщина революции» — первый полнометражный документальный фильм режиссера Дзиги Вертова, который он смонтировал к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Картина долгое время считалась утерянной, но найденная в 2017 году афиша с интертитрами позволила киноведу Николаю Изволову восстановить фильм практически в авторской редакции.
Читайте также: После 100 лет забвения. Как Москва встречала «Годовщину революции» — фото
В 2018 году фильм впервые был показан на фестивале документального кино IDFA (International Documentary Filmfestival Amsterdam) в Амстердаме.
Читайте также: Премьера грандиозной «Годовщины революции» Вертова прошла в Петербурге