logo
  1. Война с историей
  2. Борьба за память о революции 1917 года в медийном пространстве
Аналитика,
Знаменитых деятелей революции встречали аплодисментами, в которых легко тонули отдельные выкрики «смерть коммунистам» или «они убили Столыпина». К последней фразе с другого конца зала немедленно добавили: «и правильно сделали». Поляризация мнений в обществе — пока еще не гражданская война. Но по всей видимости, кому-то очень хочется, чтобы баталии из словесных рано или поздно перешли в рукопашные.

После 100 лет забвения. Как Москва встречала «Годовщину революции» — фото

«Годовщина революции»«Годовщина революции»
Сергей Кайсин © ИА Красная Весна

Толпа на Тверской в эйфории. Волны народа смыкаются за кормой автомобиля с «плывущим» в этом море оператором. Люди бросают вверх шапки, кричат, машут, улыбаются, кто-то поднимает детей повыше, чтобы они попали в кадр. Москва радуется только что произошедшей революции.

Эти волнующие кадры — из чудом сохранившегося и недавно восстановленного фильма Дзиги Вертова «Годовщина революции». Это — первая работа будущего автора «Человека с киноаппаратом», «Симфонии Донбасса» и других знаковых документальных кинокартин. Впервые зрители увидели «Годовщину революции» в конце 1918 года, через год после событий февраля — октября 1917 года в России — событий, которые потрясли весь мир.

Зал кинотеатра «Октябрь» в Москве в ожидании зрителей «Годовщины революции»Зал кинотеатра «Октябрь» в Москве в ожидании зрителей «Годовщины революции»
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Читайте также: Киновед: огромный документальный фильм о нашей истории пойдет в прокат

Сто лет фильм по частям лежал в различных архивах и считался утраченным. Соединить разрозненные фрагменты удалось после того, как в архиве случайно нашлась афиша с полным перечнем эпизодов фильма, рассказывает киновед и автор восстановления «Годовщины революции» Николай Изволов.

Николай Изволов, автор восстановленной версии «Годовщины революции»Николай Изволов, автор восстановленной версии «Годовщины революции»
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Первый показ восстановленной «Годовщины революции» состоялся в год 100-летнего юбилея тех событий. Но не в городе на Неве и не в Москве, а в Амстердаме. В 2018 году картину увидели гости кинофестиваля IDFA (International Documentary Filmfestival Amsterdam). По окончании просмотра зал 15 минут аплодировал.

Читайте также: Российские телеканалы испугались премьеры фильма Дзиги Вертова?

Отечественный зритель ждал премьеру еще целый год. На родине двух революций знаменитую картину впервые показали 6 сентября 2019 года в московском кинотеатре «Октябрь». Помимо просмотра фильма, ожидалось общение с автором восстановления. На удивление реклама такого уникального события была достаточно скромной. Тем не менее к началу показа билеты в кассах кинотеатра закончились.

В фойе бросалась в глаза нелепая постмодернистская инсталляция: Ленин верхом на красном клине с плаката Эля Лисицкого «Клином красным бей белых», за спиной Ленина проткнутый этим клином Дзержинский без лица и Свердлов в подкрашенных красным очках. Возможно, автор композиции и смог бы объяснить свою «творческую» идею. Но на премьерном показе заботливо восстановленного фильма, созданного в те героические дни большевиком и идейным коммунистом, этот арт-объект смотрелся предельно не к месту. Однако гости в большинстве своем ничего зазорного в нем не видели и с удовольствием фотографировались на его фоне.

Инсталляция в фойеИнсталляция в фойе
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

И все же в большинстве на показ пришли те, для кого сто лет истории нашей страны — не повод для постмодернистского глума. Среди гостей мы встретили потомков красного командира Василия Ивановича Чапаева. 5 сентября исполнилось 100 лет со дня смерти легендарного комдива. В «Годовщине революции» герой Гражданской войны показан в эпизоде, посвященном чехословацкому фронту в Поволжье.

Члены семьи В. И. Чапаева: Григорий, Алла, Татьяна, Марина Чапаевы с корреспондентом ИА Красная ВеснаЧлены семьи В. И. Чапаева: Григорий, Алла, Татьяна, Марина Чапаевы с корреспондентом ИА Красная Весна
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

В ожидании премьерыВ ожидании премьеры
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Эдуард ЛимоновЭдуард Лимонов
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

В фойе гости задерживались ненадолго, спешили в просторный зал на полторы тысячи мест. Перед началом показа зрителей приветствовал автор восстановленной картины, киновед Николай Изволов.

Николай ИзволовНиколай Изволов
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Он рассказал, что постарался воссоздать фильм как можно ближе к тому, каким его видели зрители 100 лет назад. Например, не стал ретушировать царапины, которые были уже при Вертове, или вставлять фрагменты съемки, сохранившиеся в лучшем качестве, чем использовал сам режиссер.

ЗрителиЗрители
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Хотя в 1918 году фильм, как правило, смотрели на улице без музыкального сопровождения, на премьере в 2019-м происходящему на экране аккомпанировал профессиональный тапер Филипп Чельцов. Два часа его замечательная импровизация тонко подчеркивала ритм и настроение немой ленты.

Тапер Филипп ЧельцовТапер Филипп Чельцов
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Столетие назад грамотные зрители громко читали вслух титры для неграмотных и все вместе активно комментировали происходящее на экране. Современная публика тоже живо реагировала на кадры хроники. Знаменитых деятелей революции встречали аплодисментами, в которых легко тонули отдельные выкрики «смерть коммунистам» или «они убили Столыпина». К последней фразе с другого конца зала немедленно добавили: «И правильно сделали». Поляризация мнений в обществе — пока еще не гражданская война. Но (вспомним инсталляцию в фойе), по всей видимости, кому-то очень хочется, чтобы баталии из словесных рано или поздно перешли в рукопашные.

В фильме нет кадров «Авроры» и взятия Зимнего. Это объясняется тем, что штурм был ночью, а светочувствительность пленки в начале века позволяла снимать только при хорошем освещении.

Однако подготовка восстания и первые дни после Великого Октября детально освещены. Много внимания уделено событиям в Москве. Разбитые куранты и поврежденные стены Кремля показывают, какими суровыми были первые дни Революции.

Одна из частей «Годовщины революции» посвящена боевым действиям против легионеров чехословацкого корпуса. Показаны как герои боев с белочехами на Волге, так и разрушительные последствия войны: разбитые здания, быт беженцев, которые сумели покинуть занятые чехословацкими интервентами территории и разместиться на набережной Саратова.

Читайте также: Первородство за чечевичную похлебку — в Москве прошел фестиваль Чехии

В Пензе кадры кинохроники запечатлели парадный марш чехословацкого полка, перешедшего на сторону красных. В этом городе и сейчас проживают потомки «красных легионеров», сослуживцев знаменитого Ярослава Гашека. В то же время на железнодорожной станции Пенза-3 установлен памятник белочехам, в рамках идеологического проекта Минобороны Чехии по их героизации «Легионы 100».

Читайте также: Армия Чехии возродила традиции убийц, ограбивших Россию

Зрители смотрят «Годовщину революции»Зрители смотрят «Годовщину революции»
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

В фильме много статичных кинопортретов руководителей советского государства. Эта часть картины пользовалась особой популярностью у зрителей 1918 года: всем хотелось увидеть лица тех, кто стоял за революционными преобразованиями в стране.

По окончании ленты на сцену снова вышел Николай Изволов и ответил на вопросы из зала, рассказал о нюансах киноведческой работы с документальным материалом. Оказалось, что Владимир Ленин не любил сниматься, и, чтобы кадры с ним попали в фильм, операторам пришлось хитростью выманивать его на прогулку. А вот Лев Троцкий, напротив, всегда возил с собой оператора. Поэтому хроники с Троцким по хронометражу в картине довольно много.

Ответы на вопросыОтветы на вопросы
Ольга Шматова © ИА Красная Весна

Дзига Вертов не снимал кадры для «Годовщины революции» как оператор. Но, работая как режиссер и монтажер над своей дебютной картиной, учился создавать великое документальное кино. Этот фильм он назовет своим «производственным экзаменом». Такие приемы, как проезд через толпу или круговая панорама, он впоследствии применит на собственных съемках. Но главное, он постепенно сформулировал свою концепцию показа в документальном кино «жизни врасплох» в противовес привычной официальной хронике, которая снимала «только парады и похороны».

Время для таких экспериментов было подходящим. Октябрьская революция и Гражданская война требовали новых идей, новых людей и новых решений. Хотя, как заметил сам Николай Изволов, революция, может быть, еще не окончена и мы живем лишь в одной из ее фаз.

Жители Москвы, Калининграда, Казани, Самары, Екатеринбурга, Тюмени и Сургута смогут увидеть уникальную ленту с 12 сентября. 11 сентября в Санкт-Петербурге пройдет премьерный показ с участием историка, профессора Европейского университета Бориса Колоницкого. В Иваново в рамках второго фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда» также состоится премьерный показ.