Что тормозит инновационное развитие России? Интервью
Известно, что развитие не происходит случайно. Его организовывают. Это известно каждому родителю, что ребенок развивается только если его развивать и поместить в подходящую среду. Если этого не делать, то всё закончится печально.
Рыночные механизмы могут быть полезны для каких-то конкретных задач, в каких-то даже незаменимы. Тем не менее в вопросах инноваций, в вопросах прорывного развития, в вопросах, связанных с военными нуждами, рынок не способен дать требуемый результат.
Россия в нынешних условиях остро нуждается в налаживании инновационных производств, которые помогут удержать наши позиции в условиях внешнего давления. Но на этом пути много проблем.
Корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с генеральным директором ООО «КБЭА», кандидатом технических наук Александром Приказщиковым и руководителем службы корпоративного развития ООО «КБЭА», психологом Ольгой Родякиной. Они рассказали о своем опыте внедрения инноваций, а также о работе с начинающими проектами.
Александр Приказщиков: Я занимаюсь инновационным предпринимательством как в своих компаниях, так и организацией процесса в других регионах. Постоянно идет работа с инноваторами, со студентами, с вузами, с Академией наук. За длительное время сложилось мнение о том, чего не хватает, какие основные препятствия в развитии инновационного предпринимательства.
Сейчас государство деньги вкладывает. Казалось бы, должна быть хорошая отдача. Потому что мы в первую очередь предприниматели и экономику ставим во главу угла. Но существуют и другие получатели, такие как вузы. Там сложилась иная ситуация.
Ольга Родякина: У них цель другая. Цель образовательная, а не в том, чтобы возникло готовое технологическое предприятие. Они не могут видеть это по-другому. Нет экономики перед глазами. Они защищают курсовую или диплом, кладут его на полку, и на этом всё заканчивается.
Александр Приказщиков: Это вот одна точка. Вторая проблема в том, что человек выходит из вуза без знаний экономики, без знания юридических основ…
Ольга Родякина: Они идут в найм.
Александр Приказщиков: То есть вся система выпуска построена на том, чтобы выпустить линейного специалиста. Но мир-то поменялся. Сейчас два пути у квалифицированного технаря: либо найм, либо предпринимательство. Ничего плохого в этом нет.
Недавно общался с участниками государственной программы, там было 74 команды по шесть человек. Там были медики, технари, филологи, юристы, строители. Есть классные идеи. Только всё заканчивается в стенах вузов. Вузы не знают, что с этим дальше делать.
ИА Красная Весна: То есть не налажено внедрение уже наработанных инноваций?
Александр Приказщиков: Да, не происходит создание бизнеса. Нет понимания, что вузы должны с этого получить. У него нет таких целей и показателей эффективности. Им достаточно тех средств, на которые они существуют.
Ольга Родякина: У них нет понимания масштабности. Государство готово давать поддержку даже в больших объемах. Есть программы поддержки школьников, поддержки студентов. Дальше уже идет поддержка технологического предпринимательства. В чем разница? Школьникам дают 100 тысяч, студентам, если не ошибаюсь, 500 тысяч рублей. А для технологического предпринимательства первая ступень — 3 миллиона. На следующей ступени 10 миллионов.
Уложить эти деньги в голове не могут ни преподаватели вузов, ни студенты. Дальше пяти нулей расчеты не идут.
Александр Приказщиков: На мой взгляд важно, чтобы инженеры могли считать экономику, считать стоимость продукции, считать проекты, считать экономику в масштабах страны. Нет этого. Мы не про один вуз говорим, общаемся с несколькими. Я не знаю, почему этого до сих пор нет в обязательной программе обучения.
ИА Красная Весна: Можно предположить, что это наследие определенного подхода, при котором нужен узкий специалист определенного качества.
Ольга Родякина: Именно так нужно было раньше, а сейчас время настало другое, подходы нужны другие. Ситуация другая. Сейчас именно широкий взгляд на использование разнообразных инструментов позволяет развиваться.
То, что происходит в связи с СВО: санкции, возможно эмбарго, страны закрываются, нарастает замкнутость. Это говорит о том, что внутри страны мы должны стать универсальными, должны понимать и видеть трехмерную и даже пятимерную картинку, должны владеть самым широким набором инструментов. Находясь линейно на одной какой-то операции или на узком направлении, мы не видим ничего другого, и поэтому у нас не связываются образование, промышленность, муниципалитет, наука, предпринимательство, инновации. У нас есть сеть направлений, но между собой они не связаны.
Александр Приказщиков: Экономика нитью проходит через все направления деятельности. Это и в Советском Союзе так было, что любой классный инженер мог посчитать проект. И мы всем студентам об этом говорим сейчас, что такая способность сейчас высоко ценится.
ИА Красная Весна: Теперь возникла ситуация, что некоторые виды продукции оказалось необходимо производить не потому что это экономически выгодно, а потому что это необходимо для жизни страны, а купить этого больше нельзя. Это создает новые возможности для внедрения инноваций?
Ольга Родякина: Условия существования поменялись, нужно быть более гибким, смотреть шире. На мой взгляд, это актуально и для тех предприятий, у кого уже вполне налажено производство и отлажены все процессы. Кажется, что этого достаточно, но нет, этого сейчас недостаточно.
Александр Приказщиков: И мы понимаем все эти вещи, потому что мы находимся и на стыке всего связанного с выпуском продукции, в том числе жизненно необходимых стране.
Сейчас предприятия завалили заказами под нужды ВПК. Они все свои силы бросают туда, в две-три смены работают. Перспективные проекты сейчас немножко в сторонку откладывают. А вот в таких условиях как раз и мог бы сработать подход, при котором человек не зацикливается на единственной своей функции и начал бы смотреть на свою работу с экономической и других точек зрения.
С чем приходится сталкиваться регулярно? Что средний срок окупаемости, например, в электронике — 7 лет. А говорится, что нет, давайте возьмем другие проекты, которые окупаются за два-три года.
ИА Красная Весна: Это опять же, логика предыдущего периода, когда нужно было получить максимально быстро максимальную прибыль. Сейчас возникла необходимость в том, чтобы работать вдолгую и получать не столько максимальную прибыль, сколько обеспечить наше выживание.
Ольга Родякина: Да, и это ведь тоже даст отложенный экономический эффект. Мы же его сейчас закладываем. В дальнейшем он сработает.
Александр Приказщиков: Есть еще неравномерность в регионах. У некоторых есть министерства или комитеты, которые работают с технологическим предпринимательством. В Ленинградской области, в Татарии всё очень интересно, еще в некоторых. В других же нет ни комитетов, ни научно-технических советов.
ИА Красная Весна: А в чем их задача?
Александр Приказщиков: А вот смотрите. Федералы придумали программу по инновации. Она спускается в регионы. Куда она попадает? Если конкретно наукой никто не занимается, программа попадает в министерство образования или министерство промышленности. Поскольку там надо думать и какие-то идеи предлагать, соответственно оно откладывается, потому что есть первоочередная задача по своей направленности.
Ольга Родякина: Либо переводятся в статус отчетного мероприятия, либо меняет свое «настроение». Программа приобретает черты того подразделения, в которое оно попало.
Александр Приказщиков: Либо начинают говорить, что науки в регионе нет.
ИА Красная Весна: Первоначальный смысл искажается?
Ольга Родякина: Да, направление, первоначальный смысл абсолютно искажаются и в итоге нет поддержки там, куда государство хотело ее направить.
А проблема еще в том, что крупные предприятия обеспечивают свою деятельность в тех направлениях, которые у них есть, они зачастую не вкладывают в инновации, потому что это долго и дорого. Основным заказчиком инноваций всегда было, есть и будет во всех странах государство. От этого никуда не деться.
Инновации не рождаются в технологическом предпринимательстве сами по себе. Их нужно выявлять, поддерживать, вытаскивать на поверхность. Дальше они уже пойдут в крупную промышленность, будут в ходе своего развития обеспечивать то, чего нам не хватает
Столкнувшись с этими программами, мы увидели, что даже студенты понимают, чего не хватает, что они могут на своем уровне сделать. И получив поддержку тех же фондов, программ и так далее, они могут это поднять, скажем, через три-четыре года до уровня крупных производителей.
ИА Красная Весна: Позвольте такую метафору применить, что экономика — это кровеносная система, она питает органы и части тела. Но кроме кровеносной системы, есть еще система нервная, которая отвечает за то, как работают и для чего работают все части организма.
Существует ли концепция? Для чего производится финансирование? Государство же зачем-то вкладывает эти деньги, оно хочет получить не только какой-то конкретный продукт, ему нужно построить какую-то жизнь. Есть понимание общей цели?
Александр Приказщиков: Очевидно, что сейчас рынки активно перестраиваются. Возникают новые возможности и есть шанс занять новые ниши. Если мы готовимся к тому, что будет введено эмбарго в отношении нас, Китая, кого-то еще, то мы должны думать прежде всего о своих интересах.
Это совершенно нормально, мы должны отстоять свои технологические цепочки. У нас всё-таки еще сохранилась школа и технологические возможности есть. Мы можем обеспечить себя всеми необходимыми элементами, материалами, технологиями и так далее для того, чтобы наш уровень развития не рухнул. А дальше уже вопрос того, как мы сможем воспользоваться окном возможностей при таком серьезном перестроении рынков. Это уникальная ситуация для наших технологических проектов, которые могут выстрелить в новых условиях. Может возникнуть серьезный экспортный потенциал для нашей технологической продукции.
Ольга Родякина: Еще очень важная цель государства сейчас — стать независимым, научиться принимать решения самостоятельно. Раньше мир был однополярный, все шли за одним лидером. Сейчас возникает многополярный мир. И чтобы он мог существовать, каждый полюс должен быть сильным, независимым и иметь собственный путь развития. Такая цель есть у государства, она озвучивается впрямую.
Тут стоит отметить, что на местах этого пока не понимают. Государство сейчас выдает субсидии предприятиям на развитие производств, на наращивание своих мощностей. Есть эта система, есть представление о том, как это сделать, но нет правил и порядков взаимодействия для реализации этого.
На местах люди не понимают ни терминологии, ни определений, ни порядка, как кто должен взаимодействовать, ни ролей.
Чтобы не загружать государство, пробуют включать коммерческие структуры — и финансовые, и разные. Опять же, нет порядка взаимодействия. Хотя, когда с этим сталкиваешься, понимаешь, что идея классная. Вопрос только в том, чтобы четко выдать терминологию, порядок и правила. Стратегия есть, тактики нет.
ИА Красная Весна: А как обстоят дела с наращиванием человеческого потенциала?
Ольга Родякина: Мы на практике столкнулись с тем, что у технических специалистов и даже, наверное, вообще у узких специалистов не хватает того, что иногда называют soft skills.
К сожалению, они не могут вести переговоры, они не могут выстроить свой бизнес-процесс, они не могут распланировать свою работу. У них просто нет этих инструментов.
В акселераторах от университетов, где были наставники от университета у команды, то есть преподаватели тоже столкнулись с такой ситуацией. Я была там приглашенным внешним экспертом и давала как раз информацию по soft skills.
Они меня слушали, но говорили, что это понятно, это про психологию, сами ее преподаем. Я им отвечала, что вы преподаете, а я вам даю с точки зрения применения на практике технологического предпринимательства здесь и сейчас. И лишь потом у них уже начали появляться вопросы, о которых они до этого даже не думали.
Александр Приказщиков: Если задача в точных науках не решается в лоб, то она может быть решена методом последовательных приближений. Но умение провести декомпозицию задачи встречается редко.
Для примера мы смотрели зарубежные программы, в частности, в Великобритании, при участии крупнейших их предприятий. Там эти знания есть. То есть, их инженерам дают такую подготовку.
ИА Красная Весна: То есть, навыки коммуникации, отношения с коллективом, планирование работы, понимание своей роли в коллективе, понимание целей и задач коллектива — это всё неотъемлемые навыки для современного инженера, без которых развитие невозможно?
Ольга Родякина: Да. Человек должен, с одной стороны, воспринимать себя частью коллектива и иметь навыки коллективного взаимодействия, а с другой стороны, он должен быть цельной самодостаточной личностью, быть способным влиять и принимать решения. Необходимо соединение индивидуального и коллективного.
ИА Красная Весна: То есть человек должен уйти от представления, что он функция, должен стать полноценным участником?
Ольга Родякина: Да, специалист действительно должен уйти от представления, что он функция, а решают за него другие. Мы с этим столкнулись за последний год прямо глобально. Эта проблема всюду, куда ни глянь, везде с этим трудность. То есть каждый человек сидит на своем месте и думает: «Я же свою задачу выполняю, что вокруг меня делается — неважно. Вы мне вот эти условия создайте. Создали условия? Прекрасно, я дальше пошел работать. Я исполню свою функцию. Что дальше будет — мне тоже неважно. Вот мой кусок работы, я его хорошо делаю. А как это ляжет в общую канву, меня не касается».
ИА Красная Весна: Прием в команду отдельных людей, которые обо всех этих вопросах специально бы думали, не помогает?
Александр Приказщиков: Этот момент как раз недавно разбирали. Были команды технарей и медиков. Мы им говорим, что нужно понимать экономику. Они говорят, что это слишком сложно и им нужен экономист в проект. Я им объясняю, то есть получается, что идея ваша, руки ваши, мозги ваши, реализация ваша, время ваше, а деньги считает кто-то за вас? То есть, все рычаги управления оказываются в руках другого человека. От человека, который должен второстепенные функции выполнять, будет зависеть успех вашего бизнеса.
Если вы сами будете способны считать свои деньги, планировать работу, вести переговоры и так далее, то у вас будет гораздо больше шансов преуспеть.
Ольга Родякина:. И другая проблема тоже есть, на определенном этапе, когда нужно было в команде распределить роли. Это же тоже очень важно, кто за что отвечает и как они в команде взаимодействуют. Они уперлись в определение лидера.
Без определения руководителя всё рано или поздно превращается в базар. Но ни у кого не возникло решения этой проблемы самостоятельно.
ИА Красная Весна: Это боязнь ответственности? Отсутствие навыков? В чем причина?
Ольга Родякина: Боязнь ответственности больше относится к уже взрослым претендентам, кто уже однажды рискнул чем-то, может быть обжегся. Со студентами иначе. Среди преподавателей, наставников, даже в самих программах знаете, как они обозначены?
ИА Красная Весна: Как?
Ольга Родякина: Дети. И дальше люди из комиссии говорят, что сейчас будут представляться дети, вы их строго не судите, слишком много вопросов не задавайте. Не ругайте их. Они отрепетировали, вы их не останавливайте, вы их сейчас поломаете.
То есть, это сверхопека от образования, которая идет с садика через школу и передается в университет. При этом, сами преподаватели не понимают проблемы и что с ней делать. У них нет представления о коммерции в рамках вузовского проекта.
ИА Красная Весна: Насколько я представляю бизнес-инкубаторы за рубежом, это довольно жесткие конкурсы с очень строгим отбором, конкуренцией и постоянным напряжением кандидатов. То есть там вылетают очень быстро. Там требуется какая-то цепкость.
Ольга Родякина: Да, там понимают, что они идут в жесткую среду. Бизнес — это достаточно жестко. Никто не будет там гладить по головке, говорить: «Извини, сейчас у тебя не получилось, дружочек, в следующий раз получится».
ИА Красная Весна: Получается, у нас в стране развивается патернализм?
Ольга Родякина: Да. Со стороны студентов — это инфантильность, со стороны преподавателей — опека. Возникает такая привычка, что всегда есть некий опекун, патрон. В результате они идут в найм. Где по логике у них должен быть непосредственный руководитель, должна быть служба персонала, которая создаст все условия, должны быть еще какие-то сервисные или сопровождающие службы, которые это все обеспечивают.
Александр Приказщиков: Создается иллюзия, что в найме меньше рисков. Но на самом деле то, о чем мы говорим, снижает риски везде. Особенно в технологических проектах. Способность влиться в коллектив, планировать, брать на себя ответственность, взаимодействовать с коллегами, оценить сложность и стоимость работ — такие специалисты и в найме ценятся выше.
Однако же, преподаватели вузов часто всего этого сами сторонятся. Как только речь заходит о каких-то крупных проектах, деньгах — они начинают беспокоиться, а что, если не выдадут какой-то результат, где-то провалятся?
ИА Красная Весна: Что на ваш взгляд необходимо сделать для ускорения процесса внедрения инноваций в России?
Ольга Родякина: В Советском Союзе инженер — звучало гордо. С его распадом они все потерялись. Потому как у них идей много, они очень умны, образованные были. А как их реализовать в коммерческой рыночной среде они не знали. Их идеи не редко реализовывали просто те, кто успел.
Сейчас это тянется шлейфом из этого прошлого. Постепенно возникает какая-то система, которая только усугубляет патронаж. «Вот у меня есть идея, вы предоставьте мне условия ее реализации». Дайте экономиста, дайте финансиста, дайте кого-то, кто мне технологический процесс создаст.
Не то, что он в голове представит, как это может быть реализовано, не то, что он пойдет проконсультироваться со специалистами или пойдет искать в интернете. А вот давайте всех соберем, а они мне организуют, а я в центре буду в шоколаде.
ИА Красная Весна: Едва ли при таком подходе мы можем рассчитывать на появление нового Королёва.
Ольга Родякина: Таких людей, которые могли бы воплощать свои идеи, мы перестали воспитывать. Те, кто есть — это отдельные самородки.
ИА Красная Весна: Что может сделать государство сейчас, чтобы исправить ситуацию?
Ольга Родякина: Нужно как-то иначе следить за исполнением программ на местах. Недостаточно выделять средства, недостаточно провести со всеми какие-то образовательные курсы и школы, объяснить азы экономики и предпринимательства.
Государство дает начало, дает поддержку и так далее. Оно же должно наблюдать за развитием. Контролировать. Это должно быть централизовано, и это должно быть четко сформулировано, чтобы не было разночтений.
ИА Красная Весна: Кто мог бы этим заниматься?
Александр Приказщиков: Это должен быть какой-то ситуационный центр.
Ольга Родякина: Да, ситуационный центр, который должен собирать обратную связь, который дальше мог бы уже реагировать. Который мог бы отслеживать процесс внедрения на всех его стадиях.
Александр Приказщиков: Он же должен наблюдать, как готовятся кадры, предлагать нововведения, выявлять пробелы в программах подготовки.
Такой орган мог бы внятно формулировать, что требуется от вузов, от предпринимателей, региональных властей, других участников. Сейчас все эти функции раздроблены и некому соединить их в единый контур. Государство должно этот процесс возглавить, контролировать и направлять. Без этого не будет развития.
Сергей Александров 22:11 4.07.23
Вся постсоветская практика показывает, причём беспощадно, что конструктор/изобретатель, управленец и экономист/бухгалтер - три РАЗНЫХ менталитета. Бывает конструктор-управленец, бывает управленец-бухгалтер, но конструктор-экономист - ненаучная фантастика. Ну, или эксклюзивная редкость. А вот чего реально не хватает ВСЕМ - системности. При том, что теоретических исследований по теории систем, систем - отечественных - фигова туча, практики о них почти ничего не знают.