Как в Македонии славянский национализм оборачивается мягкой албанизацией

Иван Шультце. Зимний закат (фрагмент). 1923
Иван Шультце. Зимний закат (фрагмент). 1923
Иван Шультце. Зимний закат (фрагмент). 1923

Внутриполитические разногласия в Северной Македонии обострились 25 января 2024 года, когда премьер-министр Димитар Ковачевски (партия Социал-демократический союз Македонии, СДСМ) и спикер Ассамблеи (однопалатного парламента) албанец Талат Джафери (партия «Демократический союз за интеграцию», ДУИ) одновременно подали в отставку и сформировали «техническое» предвыборное правительство для проведения «на справедливой и демократической основе очередных президентских выборов 24 апреля и парламентских выборов 8 мая».

Неожиданностью даже для опытных политиков оказалось то, что главой предвыборного правительства оказался Талат Джафери, бывший полевой командир албанской Армии национального освобождения (АНО), которая в 2001 году вела боевые действия против правительства Македонии и считалась террористической организацией. Ключевые посты в предвыборном правительстве, в свою очередь, оказались более чем наполовину заполнены этническими албанцами.

Реакция оппозиции

Одной из первых из-за экспансии во власть албанцев забила тревогу крупнейшая из оппозиционных партий страны — «Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство» (ВМРО-ДПМНЕ).

ВМРО-ДПМНЕ, позиционирующая себя как партия македонских националистов, в течение нескольких последних лет добивалась проведения внеочередных парламентских выборов, на которых рассчитывала и до сих пор рассчитывает победить. И надо отметить, что у крупнейшей оппозиционной партии есть для этого условия и шансы.

Так, осенью 2021 года на выборах в органы местного самоуправления партии удалось набрать убедительное большинство избранных кандидатов — в 42 из 80 общин (районов) страны.

Однако совершенно очевидно, что нынешнее правительство, представленное в основном албанцами, может существенно повлиять на соотношение предвыборных политических сил и на результаты выборов. Потому-то еще в ходе принятия Ассамблеей (однопалатный парламент Македонии) решения об утверждении предвыборного правительства депутаты от ВМРО-ДПМНЕ демонстративно покинули зал заседания парламента до начала голосования.

Столкнувшись с неожиданным поворотом в политике, ВМРО-ДПМНЕ развернула предвыборную кампанию с минимумом упоминаний о политической программе и максимумом дискредитации политических оппонентов.

Так, лидер ВМРО-ДПМНЕ Христиан Мицкоски 8 апреля 2024 года на встрече с избирателями в муниципалитете Демир призвал сторонников сделать все возможное, чтобы не допустить впредь албанского большинства ни в парламенте, ни в правительстве.

Он обратил внимание, что созданная для защиты в Македонии прав этнических албанцев партия ДУИ уже смогла сосредоточить в своих руках власть в стране, превратив другую партию правящей коалиции — СДСМ — в свой послушный «придаток».

С подобными же призывами Мицкоски обратился также и к жителям других муниципалитетов.

«Мы не можем припомнить ни одного хорошего и полезного деяния, которое совершило бы [коалиционное] правительство СДСМ и ДУИ», — заявил Мицкоски 11 апреля 2024 года на митинге в городе Ропотово муниципалитета Долнен, выступая в рамках президентской предвыборной кампании.

Глава предвыборного правительства

Как сказано выше, председателем предвыборного правительства Македонии стал 61-летний албанец Талат Джафери.

Согласно официальной биографии, опубликованной на сайте правительства, с 1992 по 2001 год Джафери в начале своей карьеры состоял на службе офицером Армии Республики Македонии (АРМ), а в 2001 году вступил в Армию национального освобождения (АНО), и впоследствии — в партию албанских националистов ДУИ.

Армия национального освобождения и «Великая Албания»

Действующая в составе нынешней правящей коалиции проалбанская партия «Демократический союз за интеграцию» (ДУИ) по праву может считаться идеологическим преемником Армии национального освобождения (АНО), действовавшей в 2001 году против правительства Македонии.

В начале 2001 года албанские боевики в составе АНО под командованием Али Ахмети (нынешний лидер партии ДУИ) развязали вооруженный конфликт в Македонии, начав систематически атаковать регулярные части Армии Республики Македонии (АРМ) и заняли сельские территории северных и западных районов страны.

Как раз в ходе этого конфликта офицер правительственной Армии Республики Македонии (АРМ) Талат Джафери перебежал на сторону противника, албанских националистов из АНО.

К тому времени, пользуясь теневой поддержкой американских и британских спецслужб, АНО постепенно отвоевала у правительства Македонии контроль над северными и западными районами страны,

Основной своей целью АНО заявила отстаивание равных с македонцами прав проживающих в Македонии албанцев. Однако в основу программных документов албанских вооруженных формирований заложен проект так называемой «Великой Албании».

Проект, по замыслу авторов, призван объединить вокруг, собственно, Албании также и территории других стран, — условные территории Косово и Прешевской долины на юге Сербии, условный юго-восток Черногории, северо-запад Греции. В Македонии албанский проект предполагает отделение в пользу Албании западных районов, прилегающих к Тетово, а также северных районов у Куманово.

Зарождение «Великой Албании» уходит корнями в годы Второй мировой войны, когда летом 1941 года по инициативе итальяно-фашистских властей было создано так называемое «герцогство Албания», которое включало в себя территории Метохии и центрального Косово, запад нынешней Северной Македонии и восточную часть Черногории.

В 1943 году контроль над территориями герцогства Албании (с центром в Косово) перешел к гитлеровской Германии, по инициативе которой в 1944 году была сформирована 21-я добровольческая горнопехотная дивизия СС «Скандербег» (1-я Албанская).

С мая по ноябрь 1944 года албанские коллаборационисты в составе этой дивизии СС проводили военные операции против югославских партизан и карательные акции против неалбанского гражданского населения, в основном против евреев, цыган и сербов. Дивизия приобрела известность многочисленными военными преступлениями.

Летом 1944 года объединенные коммунистами-антифашистами силы югославских, албанских, болгарских и итальянских партизан перешли в наступление и к ноябрю 1944 года практически полностью разгромили Албанскую дивизию СС и освободили Косово и Метохию от немецко-фашистских захватчиков и албанских коллаборационистов.

Легализация албанского проекта. Создание ДУИ

Вооруженный конфликт 2001 года в Македонии завершился подписанием в августе 2001 года Охридского мирного соглашения между сторонами, которое предусматривало прекращение огня, запрет на насилие в политических целях, сохранение суверенитета и территориальной целостности Македонии.

Армиz национального освобождения (АНО) в мирных переговорах формально не участвовала, но по результатам Охридского соглашения «главком» АНО Али Ахмети объявил об окончании боевых действий и о роспуске АНО.

Вслед за роспуском своей армии Ахмети учредил политическую партию «Демократический союз за интеграцию» (ДУИ), бессменным лидером которой является до сих пор.

Албанские националисты и поныне не скрывают своих устремлений в будущее «Великой Албании», открыто поддерживают албанских националистов в Косово. Албанцы не скрывают, что нынешний лидер ДУИ Али Ахмети уже в конце 1990-х активно участвовал на стороне албанских националистов в антиправительственных выступлениях в Косово и поддерживал тесные связи с Армией Освобождения Косова (АОК).

Албанская основа предвыборного правительства

Этнические албанцы заняли два из четырех постов заместителей премьер-министра Македонии Талата Джафери.

Заместителем по политическим вопросам ведомств стал Артан Груби (он же назначен главой профильного министерства политической системы и общественных отношений), а заместителем по экономике, экономическим ведомствам и инвестициям Фатмир Битичи.

Министром иностранных дел с 2020 года тоже является албанец Буяр Османи. Примечательно, что в 2023 году Османи возглавлял также Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на этом посту отличился особенно жесткой антироссийской позицией.

Главой министерства финансов назначен албанец Фатмир Бесими. По опубликованным правительством данным, Бесими в своей профессиональной политической деятельности прошел ряд зарубежных курсов и тренингов, таких как «Трансформационное лидерство» в Оксфордском университете, «Основы лидерства XXI века: ценности» в Институте глобальных отношений Йельского университета, «Глобальное лидерство и публичная политика XXI века» в Гарвардской школе менеджмента имени Кеннеди при Гарвардском университете, «Программа лидерства в области устойчивого развития» в школе Всемирного банка в Кембридже.

Министерство политической системы и общественных отношений тоже возглавил албанец Артан Груби. Он получил диплом журналиста в университете «Св. Кирилла и Мефодия» в Скопье и защитил диссертацию по теме «Роль новых медиа в переходных обществах».

Этническими албанцами являются и глава македонского минздрава, и министр юстиции, и глава министерства экономики, и министр образования и науки. Таким образом, из шестнадцати министерств македонского правительства восемь ключевых ведомств возглавили этнические албанцы. Насколько прочна такая конструкция власти покажут парламентские выборы.

Актуальные политические вызовы для Македонии

По данным переписи населения трехлетней давности, лишь 24,3% двухмиллионного населения Македонии являются этническими албанцами. Однако оппозиции придется приложить значительные усилия, чтобы победить на выборах. Это, как сказано выше, связано с тем, что ключевые должности в правительстве уже занимают албанцы. Но это не главный вызов.

Главный вызов для македонцев на сегодняшний день кроется в националистическом концепте македонизма, из-за которого они отказываются от своих подлинных исторических корней.

Концепт македонизма был предложен в 1903 году в виде отдельно изданной книги для жителей так называемой Вардарской Македонии, границы которой по большей части (на 99%) совпадают с границами современной Республики Северная Македония. Изначально македонизм не получил широкого распространения, поскольку подавляющее большинство жителей Македонии на тот момент считали себя болгарами, а свой язык — болгарским.

Читайте также: Македонский вопрос стал способом разжечь межэтнические противоречия

Построение новой, явно выморочной, «македонской идентичности» основано на отрицании болгарского, по сути, происхождения. В то время как именно на общей с Болгарией истории основаны традиции многовековой национально-освободительной борьбы за независимость от Османской империи.

Отрицание подлинной истории вместе с неуклюжими потугами в создании македонского языка, который якобы существенно отличается от болгарского, отнюдь не может способствовать и не способствует укреплению народных традиций и скорее ослабляет национальное достоинство македонцев.

Идея македонизма была предложена жителям так называемой Вардарской Македонии, границы которой по большей части (на 99%) совпадают с границами современной Македонии, в 1903 году в виде изданной общественным деятелем Крсте Мисирковым книги с описанием идеи. Автор идеи дожил свой век в Болгарии, в забвении и нищете. Но в середине XX века у македонизма нашлись последователи.

Македонизм, по замыслу его апологетов, строится на обособленности и «уникальности» македонских языка, истории и культуры, а также на особой исключительности этих «национальных» признаков.

Македонизм подразумевает собой миф, согласно которому македонцы являются прямыми потомками Александра Великого и его народа, они обладают якобы особым политическим интересом и особым македонским языком. Такой подход в корне противоречит антифашистской идее македонцев: особая исключительность как языка, так и истории и культуры категорически несовместимы с антифашистскими идеями о всеобщих равенстве и братстве граждан и народов.

Продвижение македонизма противоречит действительной антифашистской сущности македонцев, проявленной ими во время Второй мировой войны, и тем самым создает опасность самоуничтожения народа. В условиях же албанской экспансии такая тенденция на уничтожение становится все более устойчивой.

Между тем македонцы вполне могли бы объединиться на исторических идеях АСНОМ — Антифашистского собрания по народному освобождению Македонии, действовавшего в стране в подполье со 2 августа 1944 года по апрель 1945 года. Изначально АСНОМ провозгласило всеобщее равенство народов и граждан, а в итоге его деятельность привела к свержению фашистского режима в стране.

Естественно, что АСНОМ вошло в историю не только как символ борьбы с фашизмом, но и как свидетельство братских отношений с народами СССР и с нынешней Россией. Трагедия в том, что об этих идеях равенства и братства македонцы на сегодняшний день практически забыли или не считают нужным вспоминать.

Албанцы же, в свою очередь, пользуются тотальной поддержкой Запада. Такая поддержка основана на том, что албанский проект направлен прямо против Македонии и социальных завоеваний ее народа, которому Запад не может простить и никогда не простит антифашистского прошлого.

В сложившейся ситуации становится понятным, почему Запад, и в первую очередь Британия, имеющая огромное влияние на Балканах, станет скорее поддерживать в Македонии тот режим, который подразумевает последовательное вытеснение македонцев как потенциальных антифашистов и вероятных русофилов.

Экспансия албанцев, которая наблюдается сегодня во внутренней политике Македонии, во многом напоминает протекающий ныне процесс насильственного, по сути, вытеснения из Косово этнических сербов. Эти тенденции, если им не противостоять, вполне могут вылиться в процесс вытеснения из Македонии ее коренного народа.