Хроники «Культурной столицы»: итоги театральной недели в Перми
Год театра и «Золотая маска»
2019 год — это Год театра в России. Первая полноценная неделя в этом году в Перми началась в заданном Москвой тренде: в городе прошел показ спектаклей-номинантов на главную театральную премию года «Золотая маска».
Ни для кого не стало сюрпризом, что принимать почетное жюри из Москвы стали именно те театры, в которых давно проходят эксперименты в духе так называемого современного искусства.
Пермский театр оперы и балета представил ораторию Артюра Онеггера «Жанна на костре», поставленную известным режиссером Ромео Кастеллуччи, а Пермский академический «Театр-Театр» — мюзикл «Карлик Нос».
Премия «Золотая маска» давно вызывает вопросы у общественности в связи с тем, что ее лауреатами, как правило, становятся одни и те же театры, что, как утверждают эксперты, никоим образом не связано с творческим превосходством данных культурных учреждений. Также вызывает вопросы перекос в сторону постановок, выполненных в духе современной драматургии, которой свойственна провокативность.
«Оперный экстрим»: как Пермский театр оперы и балета был уличен в нарушении законодательства
На прошедшей неделе продолжил набирать обороты скандал, вызванный публикацией результатов проверки Контрольно-счетной палаты Пермского края. Контролирующий орган обнаружил серьезные нарушения в деятельности культурного учреждения и предписал вернуть в бюджет средства. По данным некоторых изданий, речь идет о 20 млн рублей.
Примечательной ситуацией в этом скандале стали некоторые противоречия, которые могут быть свидетельством намечающегося конфликта между министерством культуры Пермского края и некоторыми группами в руководстве оперного театра.
Это следует из спора вокруг 20 млн рублей. Впервые данная цифра появилась в издании «Коммерсант», сославшемся на неназванный источник, знакомый с ситуацией. Впоследствии пресс-служба оперного театра опровергла данную информацию, а региональный минкульт устами «Нового компаньона» тем не менее ее подтвердил.
В целом, руководство Пермского театра оперы и балета стоит на позициях собственной непогрешимости, заявляет о нежелании менять репертуарную и прочую политику и настаивает на том, что за 2016 год государственное задание было в целом выполнено.
Примечательно, что проверка Контрольно-счетной палаты проводилась за 2015–2017 годы, но руководство культурного учреждения демонстративно говорит лишь о 2016 годе. В то время как серьезные проблемы с репертуаром, которые отражаются и на госзадании, начались в 2017 году.
Культурная столица и уничтожение объектов культуры
Скандал вокруг сноса Дворца культуры «Телта» тлеет уже давно. Культурное учреждение признано аварийным и готовится под снос. Для этого дела был даже объявлен аукцион за счет бюджета, то есть за счет средств налогоплательщиков. При этом на месте снесенного здания планируют построить то ли очередной торговый центр, то ли еще какие-то здания, призванные принести прибыль застройщику.
Неудивительно, что подобная информация вызвала негодование бывшего директора ДК «Телта» Павла Курносова, назвавшего снос здания преступлением. Примечательным в этой связи является тот факт, что в 1988 году в здании ДК появился на свет Пермский театр «У Моста», являющийся лауреатом множества российских и зарубежных наград, в том числе и премии «Золотая маска».
Летом 2018 года многие театральные деятели высказались за предоставление здания ДК театру «У Моста», остро нуждающемуся в большой сцене. Таким образом, Год театра в России Пермский край встречает сносом площадки, которая могла бы стать новой театральной сценой.