Взрыв в Средней Азии или диалог? РФ вступила в «Большую игру» в Афганистане
Захват талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) власти в Афганистане произошел быстро и практически без сопротивления. Многие города и провинции сдались сами. Позже появилась информация, что афганским военным было приказано сдаваться, так как уже установлено перемирие и идут переговоры. Как бы то ни было, теперь исламисты полностью контролируют страну.
Американские военные спешно ушли из страны, побросав всю военную технику, включая авиационную. Самую большую военную базу — аэропорт Баграм под Кабулом — американцы оставили ночью, в тайне от официальных властей. Кабул об этом узнал от местных жителей, которые к моменту прибытия правительственных солдат уже начали грабить базу.
ЕС и США начали спешную эвакуацию своих граждан. Но для них Афганистан далеко. Гражданская война в этой стране их не беспокоит. А вот Туркмении, Узбекистану, Таджикистану, Киргизии, Ирану и России деваться некуда, и правительства этих стран ведут диалог с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) для предотвращения экспансии в свои страны.
Исламисты же в свою очередь говорят, что изменились. После захвата власти они заявили о том, что не намерены проводить массовые репрессии, а, наоборот, хотят коалиционное правительство. Исправившиеся радикалы готовы предоставить в нем место даже женщинам.
Будет ли шаткий мир?
Некоторые эксперты, например, директор узбекского центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев считает, что исламисты выражают «глубинные антимодернизаторские чаяния сельской глубинки Афганистана» и поэтому их поддерживает большая часть местных жителей. В этом с ним соглашается российский востоковед Александр Князев, заявляя, что за прошедшие 20 лет они изменились, и что у них есть шанс построить коалиционное правительство и восстановить мир в Афганистане.
В среде экспертов идет спор, можно ли доверять исламистам. Эргашев не верит им, заявляя, что волк всегда останется волком. Он сетует, что новая попытка модернизации Афганистана по западному образцу с треском провалилась. Эксперт подчеркивает, что исламисты представляют собой «пестрый конгломерат племенных и сельских ополчений» и договориться с ними будет трудно. Он считает, что молодая часть движения захочет войны и двинется на Среднюю Азию, так как в составе исламистов много выходцев из среднеазиатских республик.
Эргашев напоминает про лихие 90-е, когда после прихода к власти талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане, произошли Баткенские события в Киргизии. Также памятно вторжение банд «Исламского движения Узбекистана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на юг Узбекистана с соседнего Таджикистана. Тогда в результате действий исламистов погибло мирное население.
Однако востоковед Князев уверен, что экспансии исламизма не будет и бояться террора со стороны Афганистана сейчас не надо. Он считает, что талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) будут выдавливать со своей территории конкурентов — группировки ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а также формирования, состоящие из выходцев из стран Средней Азии, России и Китая. Кстати, он не одинок в своем мнении, однако концентрация боевиков различных террористических организаций в Афганистане происходит, это факт.
Князев же считает, что вероятность проникновения эмиссаров любых экстремистских структур под чужими документами во все страны мира всегда была и остается. Нагнетать обстановку не стоит. Исламисты идут на компромиссы и впервые за 30 лет готовы к диалогу, заявляет востоковед.
Князев напомнил, что «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) изменился. Он идет на уступки и интерпретирует шариат, чего раньше невозможно было себе представить. Так, в городах Афганистана исламисты сняли требование для женщин носить полную закрытую паранджу и разрешили ходить просто в чадре — платочке. Шиитам, с которыми у них давние религиозные трения, разрешено справлять «религиозные праздники с публичными шествиями, изданы специальные распоряжения не препятствовать им».
Зафиксированы случаи публичного наказания тех, кто нарушил это распоряжение. Таким образом, исламисты стремятся интегрироваться в нормальную жизнь. У них существуют свои законы и требования, связанные с религией, но они готовы меняться.
Востоковед утверждает, что США и Индия потеряли свое влияние в Афганистане, а «Китай, Россия, Иран становятся основными крупными игроками, имеющими свои национальные, экономические интересы, а также интересы безопасности». Они будут договариваться и с исламистами, и между собой, подчеркивает он.
Его слова косвенно подтверждаются на экономическом уровне. Так, инфраструктурные проекты, выгодны для Индии, например, проект строительства транспортного коридора из Мазари-Шарифа в порт Чабахар. Этот порт, хоть и расположен на территории Ирана, но фактически принадлежит Индии и даже выведен из-под санкций США. Но сейчас индийский проект снят с повестки дня. Вместо него активно обсуждается альтернативный проект, хотя экономически и менее выгодный, но нужный талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Речь идет о транспортнои коридоре из Мазари-Шарифа, через Кабул, в пакистанский Пешавар.
Америке и странам ЕС мир в Афганистане не нужен
Существует также мнение, что США и ЕС нужен хаос в Афганистане. Потому что если в Афганистане будет мир, то Россия может получить авиабазу Баграм в обмен на помощь в разгроме конкурентов, как в Сирии.
При этом «Исламская дуга» на южных границах России будет разорвана, и США значительно потеряют свое влияние в среднеазиатском регионе. К тому же сильно укрепится и возрастет влияние Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия не будет вмешиваться во внутренние дела талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), получая взамен позиции в Афганистане.
Европарламент же заявил, что опасается усиления России и Китая в Афганистане, особенно в случае установления там мира. «Западу нужно, чтобы „Талибан“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) развернул экспансию после прихода к власти», — считает обозреватель информационно-аналитической площадки «Ритм Евразии» Сергей Николкин. Западу выгоден горящий Афганистан на границе с СНГ и Китаем.
Вице-президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» (ЭТЦ) Юрий Бялый также считает, что есть вариант раскола Афганистана при поддержке Запада. Тогда волны исламистов-пуштунов распространятся за пределы страны.
«Нельзя исключать англосаксонской военно-политической поддержки такого раскола с целью направить волны экспансии пуштунов-талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на Китай и даже Пакистан, а остальных — на республики российского „подбрюшья“», — считает Бялый.
Он считает, что нельзя исключать и нового этнического раскола Афганистана, включая противостояния между талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и таджиками, узбеками, туркменами и хазарейцами, как это было в прошлом. Важно, сумеют ли они преодолеть внутриклановые расколы внутри своего движения, а также учесть политический опыт предыдущего своего нахождения у власти и «избежать предыдущих эксцессов религиозного фанатизма и этнического пуштунского доминирования».
Однако сценарию этнического раскола будет так или иначе противостоять то, что, по мнению Бялого, «и Китай, и отчасти Россия уже достаточно прочно — насколько это вообще возможно в Азии — вошли в „понимающее взаимодействие“ и с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и с другими этническими группами в стране».
Вариант войны всех против всех
Есть и другой вариант развития событий. Может начаться «война всех против всех»: исламисты не смогут договориться между собой и пойдут на поводу у Запада. Тогда возникнет множество «мелких квазигосударств, дробимых по этническому и религиозному принципам», которые будут воевать, как между собой, так и с соседями. Тогда им очень пригодится оставленная американцами военная техника и вооружение.
В рядах исламистов много выходцев из Средней Азии. Возможны различные провокации и приграничные конфликты. Исламисты могут спровоцировать территориальные споры. Последний территориальный конфликт произошел в конце апреля 2021 года на таджикско-киргизской границе. Он привел к военному столкновению Таджикистана и Киргизии. Республики Средней Азии ускорили работы по демаркации совместной границы, однако не все успели их завершить.
Наиболее уязвимым в отношении террористических атак является Таджикистан, считает Николкин. На нем исламисты могут всё отрепетировать и двинуться дальше, предупреждает он.
Вместе с тем, эксперт Юрий Бялый считает, что связанный с этим серьезный миграционный кризис вряд ли возможен. Во-первых, он отметил, что «сильны языковые барьеры: большинство населения владеет только персоязычными вариантами, с которыми на Западе мигрантам очень трудно».
Во-вторых, «огромная часть потенциальных беженцев родственна соседям: хазарейцы — Ирану, туркоманы — Туркмении, узбеки и таджики — соответственно, Узбекистану и Таджикистану, белуджи и пуштуны — Пакистану».
Князев тоже считает, что большого потока мигрантов из Афганистана ждать не следует, в частности потому, что Узбекистан и Туркмения не подписали конвенцию о статусе беженцев. Бежали, в основном, правительственные войска вследствие боев с исламистами, подчеркивает он.
«Пока речь о большом количестве беженцев не идет. Все прецеденты пересечения границ Таджикистана, Узбекистана и Туркмении, которые происходили с начала весны с наступлением „Талибана“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), в них речь идет о небольших группах военнослужащих армии бывшего правительства, которые в условиях боевых действий отступали через границу», — заявил Князев.
Идет «Большая игра» за Афганистан. Основными игроками на данный момент являются Китай, Россия, Иран. Как подрядчик Великобритании, в нее пытается играть и Турция. В эту же игру хочет вернуться Индия, которая до прихода исламистов вела ряд экономических и энергетических проектов в Афганистане. Как будет развиваться ситуация, зависит от многих факторов.
Пока можно сказать, что талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) оказались в абсолютно новой для себя политической и статусной ситуации. Они еще должны суметь распорядиться ею так, чтобы не потерять полученные возможности. Однако те, кто позволили им взять Кабул, не дадут им строить свое государство «в отдельно взятой стране».