Сорок четыре дня Лиз Трасс: что произошло в Британии за это время?
Выходец из аналитического центра Reform, где до активной политической карьеры Элизабет Трасс занимала должность заместителя директора, экономист Трасс продержалась на посту премьер-министра Великобритании 44 дня. Это самый короткий срок нахождения на данном посту в истории страны. Так чем же ознаменовалось это самое короткое нахождение в должности премьера?
Трасс пришла к власти в условиях экономического кризиса, беспрецедентного госдолга и растущей стоимости жизни, когда треть населения страны экономит на еде, чтобы оплатить счета за свет и газ. Она пообещала вытащить заваливающуюся экономику и решить проблему энергокризиса, из-за которого страна начала терять жизненно важные заводы и сворачивать программы развития.
Однако предложенный кабинетом министров Лиз Трасс антикризисный план с так называемым «мини-бюджетом» возымел обратное действие. План снижения налогов и заморозки цен на энергоносители вкупе с крупными внешними заимствованиями привели к такому завалу экономики, что Банк Англии в последний момент едва выправил ситуацию, включив печатный станок и залив деньгами рынок гособлигаций.
Национальная валюта Великобритании — фунт стерлингов установил антирекорд, причем он падал несколько раз, также рекордно снизилась стоимость государственных облигаций. Эксперты заявляли, что нанесенный экономике Англии ущерб исправить трудно, если вообще возможно. Поэтому и фунт стерлингов после кратковременного роста продолжил свое падение уже после отставки Трасс. Последствия ущерба экономике страны будут долговременные, это понимают не только экономисты, но и политики, и общественники. Разгневанные люди требуют, чтобы Трасс не получала положенных премьер-министру пожизненных выплат.
Достигнут и другой антирекорд. Поддержка консервативной партии в Великобритании достигла минимума за всю историю проведения опросов.
Еще одним «достижением» новой «Маргарет Тэтчер» стала рекордная инфляция. Так, только в сентябре она обновила сорокалетний рекорд и достигла 10,1%. Обвал фондового рынка тоже стал одним из последствий политики Трасс. Экономисты подсчитали, что за время правления Трасс рынки Британии потеряли 500 миллиардов долларов.
Пагубное воздействие антикризисного плана
Каково же было содержание «мини-бюджета», озвучивание которого привело к такому коллапсу экономики Британии? Главной целью был заявлен «рост». Бюджет включал меры в нескольких секторах, таких как налогообложение, льготы, работа и инвестиции, гербовый сбор, энергетика, банковские бонусы, магазины, инфраструктура и инвестиционные зоны. Пакет, о котором объявил канцлер казначейства Квази Квартенг, в значительной степени зависел от государственных займов. Была отменена ставка подоходного налога в размере 45%, уплачиваемая теми, кто зарабатывает более 150 000 фунтов стерлингов в год, повышены взносы в национальное страхование, также было заявлено о переносе на год снижения базовой ставки подоходного налога с 20% до 19% и снято ограничение на бонусы банкирам. Из-за этого Лиз Трасс назвали «Робин Гуд наоборот». Причем Управлению по бюджетной ответственности (OBR) не дали оценить экономические последствия мини-бюджета до его объявления.
Почему же рынки так отреагировали? Дело в том, что еще до правления Лиз Трасс у Британии был немалый внешний долг, а все озвученные в мини-бюджете нововведения должны были его только увеличить. Также, вопреки существующей практике, не был сделал экономический анализ последствий введения этих мер. Всё это наложилось на экономические последствия ограничений в связи с пандемией коронавируса и влияние санкций против России. Поэтому подход правительства Трасс не мог не привести к экономическому коллапсу, а заявления о «росте» звучало в данной ситуации скорее как прикрытие, возможно, совсем других целей. Либо экономиста Трасс и аналитический центр Reform, где она работала до серьезной политической карьеры, стоит заподозрить в махровой некомпетентности.
Центробежные тенденции в автономиях и внутри Англии
Политическая жизнь Британии давно уже не славится размеренностью и порядком, но в момент нахождения Лиз Трасс у власти эта тенденция резко усилилась. Например, одно только голосование по гидроразрыву ознаменовалось серией скандалов. Сообщалось, например, что для обеспечения голосования депутатов «подвергали физическому насилию».
Изнутри правительство Трасс также было раздираемо конфликтами. Так, сообщалось о ее конфликте с главой МВД, которую Трасс сама же и назначила. В итоге Суэлла Браверман подала в отставку незадолго до Трасс. Повод к этому звучит как надуманный: она якобы нарушила правила безопасности, отправив секретный документ с личной почты. О нарушении сообщила сама Браверман. В своем прошении об отставке она подчеркнула, что правительству необходимо признавать свои ошибки.
Трасс неоднократно заявляла, что она и министр финансов Квази Картенг — единомышленники, и что она его поддерживает. Кризис в экономике, который многие эксперты считают рукотворным, начался именно с заявлений Квази Картенга. Как только запахло жареным, Трасс сказала, что свой финансовый план Квартенг с правительством не согласовал. На самом деле это очень маловероятная ситуация.
Вполне естественно, что в условиях происходящего в Британии хаоса желание жителей Шотландии отделиться только усилилось.
Забастовочное движение в Британии набирало обороты и без Трасс. Так, забастовки железнодорожников и работников метрополитена в стране не раз приводили практически к остановке передвижения граждан. Однако и здесь вместо успокоения премьер-министр усилила напряженность. Трасс заявила, что ее «политике роста» мешают «воинствующие профсоюзы». Естественно, что реакция доведенных до отчаяния людей не заставила себя ждать. Профсоюзы пригрозили Трасс усилением «использования улицы» и даже приступили к этому.
И тем не менее, что достигнуто?
Что можно было бы отнести к достижениям за 44 дня Лиз Трасс у власти для Британии? Некоторые относят к таким достижениям заморозку счетов за электроэнергию для домохозяйств на уровне 2500 фунтов (прежний показатель составлял 3549 фунтов) с 1 октября на период в два года. Однако это оказалось недостаточной мерой, чтобы британцы почувствовали облегчение и перестали протестовать.
Наметились изменения по решению так называемого «ирландского вопроса». Официальные лица Великобритании и ЕС провели первые за семь месяцев переговоры по Ирландскому протоколу. Но эти шаги пока не привели к ощутимому результату.
А что хорошего для России?
Что изменилось в отношении России за время правления Трасс, которую относят к «партии войны» или «ястребам»? Великобритания поставляла киевском режиму оружие и тренировала украинских военных и до Трасс, но Трасс решила внести особенный вклад. Она видела свою миссию в усилении военного и экономического давления на Россию. Премьер успела поучаствовать, несмотря на критику внутри страны, во встрече глав стран Европы, в том числе и не входящих в ЕС. Она ставила своей целью давление на лидеров стран с целью обеспечения проигрыша России.
Читайте также: Проигрыш России в СВО Лиз Трасс назвала своим главным приоритетом
Читайте также: Лиз Трасс заявила, что Запад и Британия недостаточно противостоят России
Кроме того, именно во время правления Лиз Трасс произошел подрыв российских газопроводов «Северный поток». Эксперты не исключают, что это могло быть дело рук британских военных.
Почти в каждом своем важном выступлении Лиз Трасс говорила о необходимости разного типа войн против России, и именно на действия российского президента списывались все неудачи и последствия ее политики. Не забыла она о российском президенте и в последней своей речи, сказав, что его действия на Украине «угрожают безопасности всего континента».
Как Трасс пришла к власти?
В контексте результатов этого 44-дневного правления интересна история того, как Лиз Трасс пришла к власти. После «свержения» Бориса Джонсона тори голосовали за нового лидера пять раундов. В партии были не менее сильные кандидаты, но все они были отсеяны на ранних раундах. Более того, собирались подписи под петицией за то, чтобы Борис Джонсон тоже участвовал в выборах, и она имела большой успех.
В период предвыборной борьбы Лиз Тасс Борис Джонсон имел существенную поддержку среди партии, как показывают опросы. Однако к концу гонки в ней остались два кандидата, которых многие считали слабыми: Риши Сунак, участвовавший в «предательстве» Джонсона, и Лиз Трасс. Можно предположить, что определенным силам просто было необходимо привести к власти именно Лиз Трасс. Исполнилось ли в таком случае всё так, как было, возможно, задумано? Об этом остается только гадать. Однако очевидно, что экономика Британии и общество еще долго будут приходить в себя от потрясений во время правления этого премьера, если, конечно же, не наступят новые катаклизмы.
Что дальше?
Произошедшее в Британии вполне укладывается в объяснение сущности процессов в Европе, сделанное политологом Сергеем Кургиняном. Он считает, что в ближайшем будущем действия приводимых к власти политиков в Европе будут способствовать резкому снижению уровня жизни людей, за которым возможно небольшое компенсирующее поднятие. По словам эксперта, современные европейские политики высшего звена не заинтересованы в повышении уровня жизни собственного населения, скорее наоборот.
Читайте также: Уровень жизни в Европе будут снижать — Кургинян
Складывается впечатление, что именно этот процесс мы наблюдаем сейчас в Великобритании. Возможно, после столь резкого падения произойдет небольшой рост или стабилизация. Однако не стоит ожидать, что такой рост будет длительным. Британскому обществу не стоит ждать существенных улучшений. Но и России не стоит ожидать ослабления «железной хватки» коллективного Запада, в котором Великобритания играет не последнюю роль.
(теги пока скрыты для внешних читателей)